Аналитика
Дистанционная работа, т.е. работа с удаленным доступом, становится все более популярной в различных сферах.
Это действительно удобно и работодателям, и работникам. Работодатели могут экономить на аренде помещения, а работник работать в комфортной обстановке (дома, в кафе, на пляже) и не тратить время на дорогу.
По итогам экспертного круглого стола "Равенство и не дискриминация как элемент политики управления персоналом в компании", прошедшего 15 сентября 2017 г. в Москве.
Аналитический отчет по результатам мониторинга трудовых протестов ЦСТП.
Главной целью мониторинга является сбор, накопление и анализ данных о трудовых протестах в Российской Федерации. Протесты рассматриваются как наиболее очевидный индикатор конфликтности в трудовых отношениях, с помощью которого можно судить и том, насколько велика напряженность в отношениях между работниками и работодателями. Мониторинг трудовых протестов позволяет понять, как меняется уровень конфликтности, что вызывает эту напряженность и в каких формах она проявляется. Краткое описание методики мониторинга и его информационной базы приводится в Приложении к данному отчету : Методика и информационная база мониторинга трудовых протестов ЦСТП
В первом полугодии состоялось 193 протеста - почти столько же, как и годом ранее. Нового скачка числа протестов не произошло, зато резко увеличилось количество стоп-акций – на 20%. Произошло усиление напряженности протестов при сохранении уровня интенсивности.
Итоги 2015 г. и анализ мониторинг за 8 лет наблюдений.
Составитель: Бизюков П.В., ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП.
Мониторинг трудовых протестов непрерывно ведётся с 2008 г. За эти годы в рамках мониторинга регулярно публикуется оперативная и полная информацию о протестном движении российских рабочих.
Сегодня мы живем в условиях, когда уже не можем говорить, что женщина должна делать выбор между семьей и работой. Совмещение семьи и работы является действительностью: это и необходимость, и потребность - не только для женщины, но и для государства, семьи, общества.
16-17 ноября 2015 года в Москве состоялся V Социальный Форум России «Социальная политика как ключевой фактор экономического роста». Организаторами Форума выступили Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Общественный совет Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; Общественная палата Российской Федерации; Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»; АНО «Центр Информационных Стратегий»; АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»; Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России».
Итоговый документ совместных мероприятий: Девятой ежегодной конференции Ассоциации «Юристы за трудовые права» и Международной научно-практической конференцией «Системный характер трудового права и права социального обеспечения как отрасли и законодательства. Современное состояние (Первые Гусовские чтения)
Составитель: Бизюков П.В., ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП
Мониторинг трудовых протестов ведётся на протяжении 7 лет с 2008 г. За эти годы в рамках мониторинга регулярно публикуется оперативная и полная информацию о протестном движении российских рабочих.
Минэкономразвития подготовил проект закона о секондменте (прикомандировании сотрудников) - так проще можно назвать документ с длинным заголовком: «О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Документ развивает недавно принятый закон об ограничении заемного труда (см. мою заметку о нем). Однако при внимательном знакомстве с новым текстом выясняется, что при должном умении он позволит обходить свежие запреты.
Е. Герасимова, директор Центра социально-трудовых прав
Законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда» или другими способами) был внесен в Государственную Думу группой депутатов, представляющих интересы работников и профсоюзов, более трех лет назад — 8 ноября 2010 г. Его целью на тот момент являлось полное запрещение использования заемного труда в России. Необходимо признать, что концепция и общая направленность законопроекта были полностью изменены в ходе его обсуждения в Государственной Думе, и закон превратился в акт, разрешающий применение заемного труда и регулирующий условия его применения.
Введение
В данном отчете будут представлены результаты наблюдения за трудовыми протестами в России в первой половине 2014 г. с учетом данных предыдущих лет. Мониторинг трудовых протестов разработан в ЦСТП в 2008 г. и ежемесячно ведется седьмой год. Основной причиной создания мониторинга стало почти полное отсутствие, хотя бы в малейшей степени надежной, информации о количестве трудовых протестов. Государственная статистика на протяжении последних лет не дает практически никакой информации о числе забастовок. Поэтому мониторинг ЦСТП ставит своей целью собирать, обрабатывать и анализировать информацию о количестве трудовых протестов, на основании которых можно судить об уровне конфликтности в пространстве социально-трудовых отношений современной России.
Трудовые и социальные права женщин – одна из приоритетных тем работы ЦСТП, и потому наши эксперты весь прошедший год пристально следили за ситуацией в этой сфере.
Составитель П. Бизюков, ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП
Статья П. Бизюкова была опубликованна во французском журнале Journal Perspectives RFIEA, №11, spring 2014,
RFIEA - (Сеть французских институтов перспективных исследований), Le Réseau français des instituts d'études avancées.
по итогам круглого стола на тему «Ликвидация групп полного дня для детей в возрасте до трех лет в детских садах»
6 февраля 2014 г. г. Москва
Предложения по совершенствованию законодательства в области разрешения коллективных трудовых споров и проведения забастовок были разработаны в 2008 году Экспертной группой, созданной при Роструде. Членами рабочей группы являлись директор ЦСТП Елена Герасимова и главный специалист социально-экономических программ ЦСТП Петр Бизюков.
"...законом созданы возможности для злоупотреблений со стороны работодателей и введены нормы, напрямую нарушающие трудовые права работников – как российских, так и иностранных...."
1 ноября 2012 г. вступили в силу существенные изменения ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Теперь участковые избирательные комиссии формируются не для проведения конкретных выборов, а сразу на 5 лет и будут работать в одном составе на выборах всех уровней. Таким образом, срок полномочий членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, назначенных в 2013 г., истечет только в 2018 году.
Так как большинство членов участковых избирательных комиссий являются наемными работниками, особое значение для них имеют законодательные гарантии в сфере труда.
Пять лет мониторингу трудовых протестов ЦСТП
Мониторингу трудовых протестов ЦСТП исполнилось пять лет! Пять лет мы вели ежедневную кропотливую работу по поиску, накоплению и анализу информации о трудовых конфликтах и протестах.
В данном отчете представлены результаты наблюдения за трудовыми протестами в России в первой половине 2013 г. с учетом данных предыдущих лет. Мониторинг трудовых протестов разработан в ЦСТП в 2008 г. и ежемесячно ведется шестой год. Основной причиной создания мониторинга стало почти полное отсутствие, хотя бы в малейшей степени надежной, информации о количестве трудовых протестов. Государственная статистика на протяжении последних лет не дает практически никакой информации о числе забастовок. Поэтому мониторинг ЦСТП на сегодняшний день это единственный систематический открытый источник, где отражается информация о количестве трудовых протестов, на основании которых можно судить об уровне конфликтности в пространстве социально-трудовых отношений современной России.
ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Федерального закона №289979-6
Направляем Вам настоящий документ в ответ на Ваш запрос от 05.07.2013 о подготовке заключения на проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений» (далее – Законопроект).
Согласно пояснительной записке к Законопроекту его целью является совершенствование трудовых отношений в области культуры и искусства, а также более эффективное регулирование труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Вместе с тем, представляется, что предлагаемые в законопроекте изменения не в полной мере соответствуют заявленным целям.Основной идеей Законопроекта является введение обязательной процедуры конкурсного отбора творческих работников для заключения трудового договора на замещение соответствующей должности. Процедура конкурсного отбора предлагается к применению как в отношении работников, трудящихся по срочным трудовым договорам, так и к работникам, занятым на основании договоров, заключенных на неопределенный срок. В первом случае конкурс должен проводиться по окончании срока действия трудового договора, а во втором – один раз в пять лет (ст.336.2, предлагаемая к внесению в ТК РФ).
В статье рассматривается статистика коллективных трудовых споров, трудовых протестов и забастовок; анализируются причины, по которым действующее законодательство является малоэффективным регулятором использования этих механизмов. Приводится обзор рекомендаций контрольно-ревизионных органов Международной организации труда (МОТ) в отношении России по этим вопросам. Рассматриваются внесенные в Государственную Думу РФ в течение 2011 года законопроекты, направленные на изменение Трудового кодекса РФ в части регулирования коллективных трудовых споров и забастовок, а также Федеральный закон от 22 ноября 2011 года №334-ФЗ и их соотношение с рекомендациями органов МОТ. Высказываются предложения относительно направлений реформирования законодательства для повышения эффективности урегулирования коллективных трудовых конфликтов.
Введение
при реализации права на получение государственных пособий по обязательному социальному страхованию в связи с материнством; предпринятых шагах, направленных на их решение; предложениях по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики
Подготовлена АНО «Центр социально-трудовых прав»
Особенностью возмещения морального вреда, причиненного работнику, является то, что суд независимо от других обстоятельств дела и от предмета спора по своему усмотрению определяет факт причинения морального вреда и размер надлежащей компенсации. Шкалы, определяющей размеры компенсаций в зависимости от особенностей ситуации, не существует.
Елена Герасимова, Петр Бизюков
Подготовлено для заседания "Обсуждение направлений совершенствования трудового законодательства" Экспертной группы "Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика" 25 мая 2011 года в НИУ ВШЭ.
Экспертная группа Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), считает, что существует настоятельная необходимость изменения трудового законодательства, так как в рамках ныне действующего невозможно функционирование системы трудовых отношений, приемлемых для рыночной свободной экономики.
29 июля 2010 года состоялись Общественные слушания в Общественной палате РФ на тему «Реальность и эффективность защиты трудовых прав в России».
Стенограмма заседания и Рекомендации Общественных слушаний 29 июля 2010 года.
Информационный обзор
П.В.Бизюков, ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП
В.А. Бизюкова, социолог
С июля 2009 г. ЦСТП, совместно с региональными партнерами (Калининград, Новосибирск, Санкт-Петербург и Владивосток) начал проект «Поддержка работников в условиях кризиса». Основой проекта стала организация работы «Горячих телефонов», по которым работники могли бы проконсультироваться с юристами по поводу возникающих у них социально-трудовых проблем.
Отличительной чертой данного проекта стало то, что помимо работы консультантов-юристов с обратившимися к ним клиентами, в рамках проекта ведется подробная статистическая регистрация и обработка всей информации, которая поступает от клиентов. Технология статистической обработки организована так: на каждый звонок-обращение, юрист-консультант заполняет карточку, в которой фиксируется ряд параметров. Прежде всего, это дата и продолжительность звонка, данные об обратившемся (пол, возраст, стаж работы на последнем месте работы) и о предприятии, где он работает (отрасль, размер, наличие профсоюза). Главным пунктом карточки является формулировка проблемы (проблем) в решении которых человеку нужна помощь. Наконец, консультант фиксирует, что человек еще пытался сделать для решения проблемы, прежде чем обратился к консультанту «Горячей линии».
Рис.1. Ежемесячное число звонков по городам (количество звонков)
Начиная с июля 2009 года в четырех городах России – Калининграде, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Владивостоке – работают Горячие телефонные линии, позвонив на которые работники могут получить бесплатные юридические консультации по проблемным ситуациям и нарушениям трудовых прав, с которыми они сталкиваются. Ниже приведена статистическая информация, обобщающая информацию о нарушениях трудовых прав, с которых сталкиваются работники, а также о самих работниках, столкнувшихся с проблемами.
Отметим несколько наиболее интересных тенденций, выявляющихся по результатам рассмотрения этих цифр.
• Большинство обращающихся за консультациями – женщины (72% в июле, 71,2% в августе);
• Большинство людей обращаются за консультацией по поводу решения своей проблемы (77,1% и 76% в июле и августе соответственно); но часть людей консультируется по поводу проблем своих близких (14,6% и 13% соответственно);
• С наибольшим числом проблем сталкиваются люди, работающие торговли и общественного питания (25% позвонивших); промышленности (17,6%); здравоохранения, соцобеспечения (9,6%); строительства (9,3%); транспорта и связи (5,1%); образования (4,8%).
Статистические сведения о работе Государственной инспекции труда
по г.Москве в I-III кварталах 2009 года
Петр Бизюков
Герасимова Е.С., к.ю.н., директор ЦСТП
Гвоздицких А.В., юрист ЦСТП
Крылова О.С., юрист ЦСТП
Анна Гвоздицких, член НП «Юристы за трудовые права», юрист АНО «Центр социально-трудовых прав»
Бюллетень НП «Юристы за трудовые права», № 36 2007 (август)
Гвоздицких А.В., юрист Центра социально-трудовых прав, Герасимова Е.С., директор Центра социально-трудовых прав,Крылова О.С., юрист Центра социально-трудовых прав, 2005 г
17 марта 2004 года Пленум Верховного суда принял Постановление «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ». Принятия этого постановления правоприменители ожидали с момента вступления в силу Трудового кодекса, ряд положений которого до сих пор вызывает большие сложности при применении. Постановление содержит ряд принципиальных позиций Верховного Суда по многим спорным вопросам.
Предложения к проекту Замечания общего порядка по статье 6 МПЭСКП. Альтернативный доклад ЦСТП подготовленный к дискуссии в Комитете ООН по экономическим, социальным и культурным правам по статье 6 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, провозглашающей право на труд. (24 ноября 2003 г.)