Аналитика

Дистанционная работа, т.е. работа с удаленным доступом, становится все более популярной в различных сферах.
Это действительно удобно и работодателям, и работникам. Работодатели могут экономить на аренде помещения, а работник работать в комфортной обстановке (дома, в кафе, на пляже) и не тратить время на дорогу.

По итогам экспертного круглого стола "Равенство и не дискриминация как элемент политики управления персоналом в компании", прошедшего 15 сентября 2017 г. в Москве.

Аналитический отчет по результатам мониторинга трудовых протестов ЦСТП.

 

Главной целью мониторинга является сбор, накопление и анализ данных о трудовых протестах в Российской Федерации. Протесты рассматриваются как наиболее очевидный индикатор конфликтности в трудовых отношениях, с помощью которого можно судить и том, насколько велика напряженность в отношениях между работниками и работодателями. Мониторинг трудовых протестов позволяет понять, как меняется уровень конфликтности, что вызывает эту напряженность и в каких формах она проявляется. Краткое описание методики мониторинга и его информационной базы приводится в Приложении к данному отчету : Методика и информационная база мониторинга трудовых протестов ЦСТП

В первом полугодии состоялось 193 протеста - почти столько же, как и годом ранее. Нового скачка числа протестов не произошло, зато резко увеличилось количество стоп-акций – на 20%. Произошло усиление напряженности протестов при сохранении уровня интенсивности.

Итоги 2015 г. и анализ мониторинг за  8 лет наблюдений. 

Составитель: Бизюков П.В., ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП.

Мониторинг трудовых протестов непрерывно ведётся с 2008 г. За эти годы в рамках мониторинга регулярно публикуется оперативная и полная информацию о протестном движении российских рабочих.

Сегодня мы живем в условиях, когда уже не можем говорить, что женщина должна делать выбор между семьей и работой. Совмещение семьи и работы является действительностью: это и необходимость, и потребность - не только для женщины, но и для государства, семьи, общества.

16-17 ноября 2015 года в Москве состоялся V Социальный Форум России «Социальная политика как ключевой фактор экономического роста». Организаторами Форума выступили Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Общественный совет Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; Общественная палата Российской Федерации; Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»; АНО «Центр Информационных Стратегий»; АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»; Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России».

Итоговый документ  совместных мероприятий: Девятой ежегодной конференции Ассоциации «Юристы за трудовые права» и Международной научно-практической конференцией «Системный характер трудового права и права социального обеспечения как отрасли и законодательства. Современное состояние (Первые Гусовские чтения)

Составитель: Бизюков П.В., ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП

Мониторинг трудовых протестов ведётся на протяжении 7 лет с 2008 г. За эти годы в рамках мониторинга регулярно публикуется оперативная и полная информацию о протестном движении российских рабочих.

Минэкономразвития подготовил проект закона о секондменте (прикомандировании сотрудников) - так проще можно назвать документ с длинным заголовком: «О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Документ развивает недавно принятый закон об ограничении заемного труда (см. мою заметку о нем). Однако при внимательном знакомстве с новым текстом выясняется, что при должном умении он позволит обходить свежие запреты.

Е. Герасимова, директор Центра социально-трудовых прав

Законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда» или другими способами) был внесен в Государственную Думу группой депутатов, представляющих интересы работников и профсоюзов, более трех лет назад — 8 ноября 2010 г. Его целью на тот момент являлось полное запрещение использования заемного труда в России. Необходимо признать, что концепция и общая направленность законопроекта были полностью изменены в ходе его обсуждения в Государственной Думе, и закон превратился в акт, разрешающий применение заемного труда и регулирующий условия его применения.

Введение

В данном отчете будут представлены результаты наблюдения за трудовыми протестами в России в первой половине 2014 г. с учетом данных предыдущих лет. Мониторинг трудовых протестов разработан в ЦСТП в 2008 г. и ежемесячно ведется седьмой год. Основной причиной создания мониторинга стало почти полное отсутствие, хотя бы в малейшей степени надежной, информации о количестве трудовых протестов. Государственная статистика на протяжении последних лет не дает практически никакой информации о числе забастовок. Поэтому мониторинг ЦСТП ставит своей целью собирать, обрабатывать и анализировать информацию о количестве трудовых протестов, на основании которых можно судить об уровне конфликтности в пространстве социально-трудовых отношений современной России.

Статья П. Бизюкова  была опубликованна во французском журнале Journal Perspectives RFIEA, №11, spring 2014,
RFIEA - (Сеть французских институтов перспективных исследований), Le Réseau français des instituts d'études avancées.

 

по итогам круглого стола на тему «Ликвидация групп полного дня для детей в возрасте до трех лет в детских садах»

 

6 февраля 2014 г.                                                                                     г. Москва

Предложения по совершенствованию законодательства в области разрешения коллективных трудовых споров и проведения забастовок были разработаны в 2008 году Экспертной группой, созданной при Роструде. Членами рабочей группы являлись директор ЦСТП Елена Герасимова и главный специалист социально-экономических программ ЦСТП Петр Бизюков.

 В рабочую группу входили юристы, социологи, специалисты в области трудовых отношений. Совместно они подготовили ряд поправок для того чтобы скрытые и вредные формы протеста наемных работников приобрели открытый, организованный и регулируемый характер, чтобы забастовка стала доступным, достойным и эффективным способом регулирования трудовых отношений в рыночном и демократическом обществе. По замыслу разработчиков, поправки пойдут на пользу обществу и государству в целом, поскольку позволят установить реальное социальное партнерство и равные условияя для работодателей и наемных работников, а также повысят возможности государства отслеживать конфликтные точки и вовремя выполнять функции арбитра.

1 ноября 2012 г. вступили в силу существенные изменения ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Теперь участковые избирательные комиссии формируются не для проведения конкретных выборов, а сразу на 5 лет и будут работать в одном составе на выборах всех уровней. Таким образом, срок полномочий членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, назначенных в 2013 г., истечет только в 2018 году.

Так как большинство членов участковых избирательных комиссий являются наемными работниками, особое значение для них имеют законодательные гарантии в сфере труда.

Пять лет мониторингу трудовых протестов ЦСТП


Мониторингу трудовых протестов ЦСТП исполнилось пять лет!  Пять лет мы вели ежедневную кропотливую работу по поиску, накоплению и анализу информации о трудовых конфликтах и протестах.

В данном отчете представлены результаты наблюдения за трудовыми протестами в России в первой половине 2013 г. с учетом данных предыдущих лет. Мониторинг трудовых протестов разработан в ЦСТП в 2008 г. и ежемесячно ведется шестой год. Основной причиной создания мониторинга стало почти полное отсутствие, хотя бы в малейшей степени надежной, информации о количестве трудовых протестов. Государственная статистика на протяжении последних лет не дает практически никакой информации о числе забастовок. Поэтому мониторинг ЦСТП на сегодняшний день это единственный систематический открытый источник, где отражается информация о количестве трудовых протестов, на основании которых можно судить об уровне конфликтности в пространстве социально-трудовых отношений современной России.

ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Федерального закона №289979-6

Направляем Вам настоящий документ в ответ на Ваш запрос от 05.07.2013 о подготовке заключения на проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений» (далее – Законопроект).

Согласно пояснительной записке к Законопроекту его целью является совершенствование трудовых отношений в области культуры и искусства, а также более эффективное регулирование труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Вместе с тем, представляется, что предлагаемые в законопроекте изменения не в полной мере соответствуют заявленным целям.Основной идеей Законопроекта является введение обязательной процедуры конкурсного отбора творческих работников для заключения трудового договора на замещение соответствующей должности. Процедура конкурсного отбора предлагается к применению как в отношении работников, трудящихся по срочным трудовым договорам, так и к работникам, занятым на основании договоров, заключенных на неопределенный срок. В первом случае конкурс должен проводиться по окончании срока действия трудового договора, а во втором – один раз в пять лет (ст.336.2, предлагаемая к внесению в ТК РФ).

В статье рассматривается статистика коллективных трудовых споров, трудовых протестов и забастовок; анализируются причины, по которым действующее законодательство является малоэффективным регулятором использования этих механизмов. Приводится обзор рекомендаций контрольно-ревизионных органов Международной организации труда (МОТ) в отношении России по этим вопросам. Рассматриваются внесенные в Государственную Думу РФ в течение 2011 года законопроекты, направленные на изменение Трудового кодекса РФ в части регулирования коллективных трудовых споров и забастовок, а также Федеральный закон от 22 ноября 2011 года №334-ФЗ и их соотношение с рекомендациями органов МОТ. Высказываются предложения относительно направлений реформирования законодательства для повышения эффективности урегулирования коллективных трудовых конфликтов.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
(по результатам мониторинга трудовых протестов Центра социально-трудовых прав)
 
Составитель: Петр Бизюков, ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП

  

Введение

 
Настоящий отчет составлен по результатам мониторинга трудовых протестов, который был разработан в ЦСТП в 2008 г. и ежемесячно ведется на протяжении уже четырех лет. Ранее говорилось, что причиной создания мониторинга стало почти полное отсутствие хотя бы в малейшей степени надежной информации о количестве трудовых протестов. Государственная статистика по-прежнему не дает практически никакой информации о числе забастовок. Поэтому мониторинг ЦСТП на сегодняшний день это единственный систематический открытый источник, где отражается информация о количестве трудовых протестов, и на основании которых можно судить об уровне конфликтности в пространстве социально-трудовых отношений современной России.

при реализации права на получение государственных пособий по обязательному социальному страхованию в связи с материнством; предпринятых шагах, направленных на их решение; предложениях по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики

Подготовлена АНО «Центр социально-трудовых прав»

Особенностью возмещения морального вреда, причиненного работнику, является то, что суд независимо от других обстоятельств дела и от предмета спора по своему усмотрению определяет факт причинения морального вреда и размер надлежащей компенсации. Шкалы, определяющей размеры компенсаций в зависимости от особенностей ситуации, не существует.

Ольга Крылова,
ведущий консультант ЦСТП
 
В Государственной думе РФ в Комитете по вопросам семьи, женщин и детей уже несколько лет на рассмотрении находится принятый в первом чтении проект Федерального закона О государственных гарантиях равных прав и свобод женщин и мужчин №284965-3. Эксперты Центра социально-трудовых прав оценили существующий законопроект и предлагают ряд поправок, которые сделали бы этот документ, реально работающим после его принятия Федеральным Собранием и одобрения Президентом РФ.

Елена Герасимова, Петр Бизюков

 

Подготовлено для заседания "Обсуждение направлений совершенствования трудового законодательства" Экспертной группы "Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика" 25 мая 2011 года в НИУ ВШЭ.

Экспертная группа Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), считает, что существует настоятельная необходимость изменения трудового законодательства, так как в рамках ныне действующего невозможно функционирование системы трудовых отношений, приемлемых для рыночной свободной экономики.

29 июля 2010 года состоялись Общественные слушания в Общественной палате РФ на тему «Реальность и эффективность защиты трудовых прав в России».
Стенограмма заседания и Рекомендации Общественных слушаний 29 июля 2010 года.

Информационный обзор

П.В.Бизюков, ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП

В.А. Бизюкова, социолог

С июля 2009 г. ЦСТП, совместно с региональными партнерами (Калининград, Новосибирск, Санкт-Петербург и Владивосток) начал проект «Поддержка работников в условиях кризиса». Основой проекта стала организация работы «Горячих телефонов», по которым работники могли бы проконсультироваться с юристами по поводу возникающих у них социально-трудовых проблем.

Отличительной чертой данного проекта стало то, что помимо работы консультантов-юристов с обратившимися к ним клиентами, в рамках проекта ведется подробная статистическая регистрация и обработка всей информации, которая поступает от клиентов. Технология статистической обработки организована так: на каждый звонок-обращение, юрист-консультант заполняет карточку, в которой фиксируется ряд параметров. Прежде всего, это дата и продолжительность звонка, данные об обратившемся (пол, возраст, стаж работы на последнем месте работы) и о предприятии, где он работает (отрасль, размер, наличие профсоюза). Главным пунктом карточки является формулировка проблемы (проблем) в решении которых человеку нужна помощь. Наконец, консультант фиксирует, что человек еще пытался сделать для решения проблемы, прежде чем обратился к консультанту «Горячей линии».

Рис.1. Ежемесячное число звонков по городам (количество звонков)

Начиная с июля 2009 года в четырех городах России – Калининграде, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Владивостоке – работают Горячие телефонные линии, позвонив на которые работники могут получить бесплатные юридические консультации по проблемным ситуациям и нарушениям трудовых прав, с которыми они сталкиваются.  Ниже приведена статистическая информация, обобщающая информацию о нарушениях трудовых прав, с которых сталкиваются работники, а также о самих работниках, столкнувшихся с проблемами.

Отметим несколько наиболее интересных тенденций, выявляющихся по результатам рассмотрения этих цифр.
•    Большинство обращающихся за консультациями – женщины (72% в июле, 71,2% в августе);
•  
 Большинство людей обращаются за консультацией по поводу решения своей проблемы (77,1% и 76% в июле и августе соответственно); но часть людей консультируется по поводу проблем своих близких (14,6% и 13% соответственно);
•   С наибольшим числом проблем сталкиваются люди, работающие торговли и общественного питания (25% позвонивших); промышленности (17,6%); здравоохранения, соцобеспечения (9,6%); строительства (9,3%); транспорта и связи (5,1%); образования (4,8%).

Статистические сведения о работе Государственной инспекции труда

по г.Москве в I-III  кварталах 2009 года

 Проверки, проведенные Государственной инспекцией труда в городе Москве

Герасимова Е.С., к.ю.н., директор ЦСТП
Гвоздицких А.В., юрист ЦСТП
Крылова О.С., юрист ЦСТП

Анна Гвоздицких, член НП «Юристы за трудовые права», юрист АНО «Центр социально-трудовых прав»

Бюллетень НП «Юристы за трудовые права», № 36 2007 (август)

Гвоздицких А.В., юрист Центра социально-трудовых прав, Герасимова Е.С., директор Центра социально-трудовых прав,Крылова О.С., юрист Центра социально-трудовых прав,  2005 г


17 марта 2004 года Пленум Верховного суда принял Постановление «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ». Принятия этого постановления правоприменители ожидали с момента вступления в силу Трудового кодекса, ряд положений которого до сих пор  вызывает большие сложности при применении. Постановление содержит ряд принципиальных позиций Верховного Суда по многим спорным вопросам.

Предложения к проекту Замечания общего порядка по статье 6 МПЭСКП. Альтернативный доклад ЦСТП подготовленный к дискуссии в Комитете ООН по экономическим, социальным и культурным правам  по статье 6 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, провозглашающей право на труд. (24 ноября 2003 г.)