Аналитика: Трудовые протесты

Во вторник, 3 марта, в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинке) состоялась презентация результатов мониторинга социальных и трудовых протестов в России за 2019 год, который ведут специалисты Центра социально-трудовых прав (ЦСТП). Презентация проходила в рамках международной конференции Labour Studies, посвященной критическому осмыслению влияния роста неравенства на трудовые отношения в современном мире.

Одна из функций профессиональных союзов как социального института — это содействие снижению напряженности в обществе и развитию равноправного диалога в сфере трудовых отношений. Постсоветский период в России — это время постоянных конфликтов работников с работодателями, которые, порой, выливаются в масштабные протесты и приобретают крайние формы, граничащие с гражданским неповиновением. Такими были многочисленные и повсеместные протесты 1990-х гг., среди которых особо выделялись акции 1998 г., получившие название «рельсовых войн», массовые выступления работников бюджетных отраслей в середине 2000-х гг. против монетизации льгот, слившиеся с протестами пенсионеров и инвалидов. Широкий резонанс получили протесты, сопровождавшиеся перекрытием автотрассы в г. Пикалево (Ленинградская обл., 2009 г.) и железной дороги в Междуреченске (Кемеровская обл., 2010 г.)[1], которые вынуждены были улаживать непосредственно на месте первые лица государства.

Аналитический отчет на основе Мониторинга трудовых протестов ЦСТП. Сравнение количества трудовых протестов и динамики изменений за 11 лет наблюдений. 

Аналитический отчет по результатам мониторинга трудовых протестов ЦСТП.

 

Главной целью мониторинга является сбор, накопление и анализ данных о трудовых протестах в Российской Федерации. Протесты рассматриваются как наиболее очевидный индикатор конфликтности в трудовых отношениях, с помощью которого можно судить и том, насколько велика напряженность в отношениях между работниками и работодателями. Мониторинг трудовых протестов позволяет понять, как меняется уровень конфликтности, что вызывает эту напряженность и в каких формах она проявляется. Краткое описание методики мониторинга и его информационной базы приводится в Приложении к данному отчету : Методика и информационная база мониторинга трудовых протестов ЦСТП

В первом полугодии состоялось 193 протеста - почти столько же, как и годом ранее. Нового скачка числа протестов не произошло, зато резко увеличилось количество стоп-акций – на 20%. Произошло усиление напряженности протестов при сохранении уровня интенсивности.

Итоги 2015 г. и анализ мониторинг за  8 лет наблюдений. 

Составитель: Бизюков П.В., ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП.

Мониторинг трудовых протестов непрерывно ведётся с 2008 г. За эти годы в рамках мониторинга регулярно публикуется оперативная и полная информацию о протестном движении российских рабочих.

Составитель: Бизюков П.В., ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП

Мониторинг трудовых протестов ведётся на протяжении 7 лет с 2008 г. За эти годы в рамках мониторинга регулярно публикуется оперативная и полная информацию о протестном движении российских рабочих.

Введение

В данном отчете будут представлены результаты наблюдения за трудовыми протестами в России в первой половине 2014 г. с учетом данных предыдущих лет. Мониторинг трудовых протестов разработан в ЦСТП в 2008 г. и ежемесячно ведется седьмой год. Основной причиной создания мониторинга стало почти полное отсутствие, хотя бы в малейшей степени надежной, информации о количестве трудовых протестов. Государственная статистика на протяжении последних лет не дает практически никакой информации о числе забастовок. Поэтому мониторинг ЦСТП ставит своей целью собирать, обрабатывать и анализировать информацию о количестве трудовых протестов, на основании которых можно судить об уровне конфликтности в пространстве социально-трудовых отношений современной России.

Предложения по совершенствованию законодательства в области разрешения коллективных трудовых споров и проведения забастовок были разработаны в 2008 году Экспертной группой, созданной при Роструде. Членами рабочей группы являлись директор ЦСТП Елена Герасимова и главный специалист социально-экономических программ ЦСТП Петр Бизюков.

 В рабочую группу входили юристы, социологи, специалисты в области трудовых отношений. Совместно они подготовили ряд поправок для того чтобы скрытые и вредные формы протеста наемных работников приобрели открытый, организованный и регулируемый характер, чтобы забастовка стала доступным, достойным и эффективным способом регулирования трудовых отношений в рыночном и демократическом обществе. По замыслу разработчиков, поправки пойдут на пользу обществу и государству в целом, поскольку позволят установить реальное социальное партнерство и равные условияя для работодателей и наемных работников, а также повысят возможности государства отслеживать конфликтные точки и вовремя выполнять функции арбитра.

Пять лет мониторингу трудовых протестов ЦСТП


Мониторингу трудовых протестов ЦСТП исполнилось пять лет!  Пять лет мы вели ежедневную кропотливую работу по поиску, накоплению и анализу информации о трудовых конфликтах и протестах.

В данном отчете представлены результаты наблюдения за трудовыми протестами в России в первой половине 2013 г. с учетом данных предыдущих лет. Мониторинг трудовых протестов разработан в ЦСТП в 2008 г. и ежемесячно ведется шестой год. Основной причиной создания мониторинга стало почти полное отсутствие, хотя бы в малейшей степени надежной, информации о количестве трудовых протестов. Государственная статистика на протяжении последних лет не дает практически никакой информации о числе забастовок. Поэтому мониторинг ЦСТП на сегодняшний день это единственный систематический открытый источник, где отражается информация о количестве трудовых протестов, на основании которых можно судить об уровне конфликтности в пространстве социально-трудовых отношений современной России.

В статье рассматривается статистика коллективных трудовых споров, трудовых протестов и забастовок; анализируются причины, по которым действующее законодательство является малоэффективным регулятором использования этих механизмов. Приводится обзор рекомендаций контрольно-ревизионных органов Международной организации труда (МОТ) в отношении России по этим вопросам. Рассматриваются внесенные в Государственную Думу РФ в течение 2011 года законопроекты, направленные на изменение Трудового кодекса РФ в части регулирования коллективных трудовых споров и забастовок, а также Федеральный закон от 22 ноября 2011 года №334-ФЗ и их соотношение с рекомендациями органов МОТ. Высказываются предложения относительно направлений реформирования законодательства для повышения эффективности урегулирования коллективных трудовых конфликтов.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
(по результатам мониторинга трудовых протестов Центра социально-трудовых прав)
 
Составитель: Петр Бизюков, ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП

  

Введение

 
Настоящий отчет составлен по результатам мониторинга трудовых протестов, который был разработан в ЦСТП в 2008 г. и ежемесячно ведется на протяжении уже четырех лет. Ранее говорилось, что причиной создания мониторинга стало почти полное отсутствие хотя бы в малейшей степени надежной информации о количестве трудовых протестов. Государственная статистика по-прежнему не дает практически никакой информации о числе забастовок. Поэтому мониторинг ЦСТП на сегодняшний день это единственный систематический открытый источник, где отражается информация о количестве трудовых протестов, и на основании которых можно судить об уровне конфликтности в пространстве социально-трудовых отношений современной России.

Особенностью возмещения морального вреда, причиненного работнику, является то, что суд независимо от других обстоятельств дела и от предмета спора по своему усмотрению определяет факт причинения морального вреда и размер надлежащей компенсации. Шкалы, определяющей размеры компенсаций в зависимости от особенностей ситуации, не существует.

Предложения к проекту Замечания общего порядка по статье 6 МПЭСКП. Альтернативный доклад ЦСТП подготовленный к дискуссии в Комитете ООН по экономическим, социальным и культурным правам  по статье 6 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, провозглашающей право на труд. (24 ноября 2003 г.)