Консультации

Вопрос № 14278

26.05.2015
Категория: Пенсии
Уважаемые господа, вопрос о вступлении в силу с 01.01.2015 года положения федерального закона №213-ФЗ от 24.07.2009г, статья 28, пункт 17 - кас. дополнительных 6% к базовому размеру социальной пенсии по старости за каждый год проработанный сверх 25 и 30 лет для женщин и мужчин соответственно. Это положение действует при назначении страховой пенсии по старости с 01.01.2015 года или нет? Местное отделение ПФР на этот вопрос ничего не отвечает. Спасибо заранее. С уважением, Петров Александр.
18.08.2015
На вопрос отвечает:
Сергей Саурин
Сергей Саурин
Юрист Центра социально-трудовых прав
Александр, здравствуйте.

Чтобы не возникло путаницы, хотелось бы сразу пояснить несколько моментов.

1.Ст.28 федерального закона №213-ФЗ от 24.07.2009 (далее – ФЗ №213) регулирует внесение изменений в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – ФЗ №173). Речь в этой статье идет не о социальной, а о трудовой пенсии (социальная пенсия назначается и выплачивается нетрудоспособным гражданам).

2.Пункт 17 ст.28 ФЗ №213 звучит следующим образом:

«в статье 19:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).";

б) в пункте 2 слова "(частью трудовой пенсии)" заменить словами "(частью трудовой пенсии по старости)";

в) в пункте 3 слова "в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или)" исключить, слова "(частью трудовой пенсии)" заменить словами "(частью трудовой пенсии по старости)", слова "(части трудовой пенсии)" заменить словами "(части трудовой пенсии по старости)";

г) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях:

1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) трудовая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.";

д) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

"4.1. Трудовая пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости лицу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, извещает данное лицо о назначении ему трудовой пенсии по старости.";

е) в пункте 5 слова "(части трудовой пенсии)" заменить словами "(части трудовой пенсии по старости)";

ж) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается на следующие сроки:

1) трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) - бессрочно;

2) трудовая пенсия по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не долее чем до дня назначения трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) либо до дня достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, при наличии пяти лет страхового стажа, а при отсутствии права на трудовую пенсию по старости - до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.";».

3.Речь об увеличении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости идет в п.10 ст.28 ФЗ №213, которым внесены изменения в ст.14 ФЗ №173. 

В новой редакции ст.14 ФЗ №173 и есть тот самый пункт 17, который предполагает увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости на 6% за каждый год, проработанный сверх 25 и 30 лет для женщин и мужчин соответственно.

 

По существу Вашего вопроса можно сказать следующее.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – ФЗ №400), который заменил собой Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Таким образом, ФЗ №173 с 01.01.2015 не применяется, и возникла ситуация, когда норма п.17 ст.14 ФЗ №173 прекратила действие, так и не вступив в силу.

В новом ФЗ №400 вообще нет понятия «фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии», которое использовалось в п.17 ст.14 ФЗ №173. Вместо него есть «фиксированная выплата к страховой пенсии», по сути это одно и тоже, но формально это разные понятия. Так, законодатель подразумевает, что фиксированный базовый размер страховой части (то, что было раньше) связан с наработанными правами, а вот фиксированная выплата к страховой пенсии (то, что есть сейчас) – просто «подарок от государства». В ФЗ №400 законодателем предусмотрены совсем другие механизмы повышения размера пенсии для тех, кто работал больше остальных.

Вместе с тем открытым остается вопрос: насколько это справедливо - обещать "золотые горы", а когда люди уже отработали все необходимое заявлять, что "передумали"? Должен ли применяться такой закон?

Конституционный Суд РФ (КС РФ) неоднократно в своих решениях указывал не необходимость соблюдения принципа правовой определенности в пенсионных правоотношениях. Мне кажется, что можно было бы попробовать обратиться в Конституционный Суд РФ с тем, чтобы признать противоречащей Конституции РФ, скажем, норму о неприменении ФЗ №173 в той части, в какой она лишает права добросовестно работавших лиц на обещанное государством повышение пенсии. Сразу хочу уточнить, что жалоба в Конституционный Суд РФ не является гарантией того, что Вам удастся отстоять свои права, но, во всяком случае, это наиболее действенный способ защиты в сложившейся ситуации. Причем в случае успеха и признания такого регулирования неконституционным удастся защитить не только Ваши права, но и права других граждан.

В связи с этим прошу Вас сообщить на электронную почту Центра социально-трудовых прав – Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. - Вы готовы при нашей юридической поддержке попытаться обратиться с жалобой в КС РФ? 

Для обращения в КС необходимо, чтобы норма была применена в судебном решении, поэтому нужно будет отсудиться (причем, наверное, лучше в двух инстанциях) с Пенсионным фондом, - чтобы суд указал на невозможность применения п.17 ст.14 ФЗ №173 в связи с принятием нового закона. Затем нужно будет обратиться в КС РФ. 

Если Вы готовы, мы со своей стороны можем оказывать Вам бесплатную юридическую помощь - подготовить иск в суд первой инстанции, апелляционную жалобу и жалобу в КС РФ. Мы считаем, что это дело имеет важное значение, так как затрагивает права большого числа людей.

 
COM_EASYDISCUSS_REPLY_CURRENTLY_MINIMIZED Show
  • Виктор
    07.01.2017 03:52
    В ст.36 п.3 фз-400 говорится, что фз-173 от 17.12.2001г утратил силу,за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части,не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Быстрый переход по тегам

А
Авторский договор Альтернативный расчет пенсии Апелляция Ассоциация Юристы за трудовые права Аутсорсинг Аутстаффинг
Б
Безопасность на работе Безработный Биржа труда Больничный Больничный по уходу за ребенком Бонусы и премии
В
Ветераны Взыскание морального вреда Восстановление на работе Все о пенсиях Выдача "больничных" Выплата пенсии правопреемникам
Г
Гарантии беременным женщинам Гендерное равенство Годовые отчеты Государственный инспектор по труду Гражданский договор
Д
Денежные выплаты при профзаболевании Деньги вместо отпуска Дискриминация Дистанционный труд Дисциплинарные взыскания Должностные инструкции Доплата "за вредность" Дополнительный отпуск Дубликат трудовой книжки
Е
ЕСПЧ Европейский суд
З
Забастовки Задержка зарплаты Заемный труд Зарплата "в конверте" Зарплата в у.е. Застрахованные лица Защита трудовых прав
И
Издания Центра социально-трудовых прав Изменение должностных обязанностей Индексация пенсий Иностранный работник Иностранный работодатель Инспекция по труду Инструктаж по охране труда Интернет-консультация по трудовым правам Исковое заявление Испытательный срок
К
Как повысить заплату Кассационная жалоба Коллективные трудовые споры Коллективный договор Командировки Комитет по свободе объединения Компенсации Конвертация пенсионных прав Кондиционер на рабочем месте Консультация юриста по трудовым правам Кризисные увольнения
Л
Лица с семейными обязанностями
М
МОТ Материальная ответственность работника Международная организация труда Международное право Международные нормы Меня уволили Мероприятия Механизмы защиты от задержки зарплаты Мигранты Моральный вред
Н
Незаконное увольнение Неполное рабочее время Нестандартная занятость Несчастный случай на производстве Неустойчивая занятость
О
Образцы заявлений в суд Оплата "больничного" Оплата праздников и выходных Оплата сверхурочных Органайзинг Отпуск Отпуск за свой счет Отпуск по беременности и родам Отпуск по уходу за ребенком Охрана труда
П
Пенсии Пенсионный капитал Пенсия по старости Перевод Переработка Перерасчет зарплаты Перерасчет пенсии Подсчет трудового стажа Подтверждение трудового стажа Пособие на детей Пособие по безработице Пособия Пособия матерям Права женщин Права застрахованного лица Права профсоюза Права человека Правила отдыха Праздники Профсоюзы
Р
Работа в ночное время Работа в праздники и выходные Работа в районах Крайнего Севера Рабочий день Разрешение трудовых споров в суде Расчет выплат по "больничному" Расчет пенсии Регистрация профсоюза Рейтинговая оценка трудовых отношений
С
Свобода объединения Сексуальные домогательства Семья и работа Серая зарплата Слежка за сотрудниками Служба занятости Совместительство Совмещение работы и учебы Сокращение штата Социальная пенсия Социальное обеспечение Социальное страхование Страховой случай Страховые выплаты Судебный прецедент Суд первой инстанции
Т
Творческий стаж Трудовая книжка Трудовое право Трудовой договор Трудовой кодекс Трудовой отпуск Трудовой спор Трудовой стаж Трудовые гарантии Трудовые конфликты Трудовые мигранты Трудовые права беременных Трудовые протесты Трудовые споры Трудоустройство
У
Увольнение Увольнение по собственному желанию Увольнение по соглашению сторон Увольнение по статье Удержания из заработной платы Устав профсоюза Учет рабочего времени
Х
Хамство на работе
Ц
Центр социальнотрудовых прав
Ч
Черная зарплата
Ш
Штрафы на работе
Э
Экономическая экспертиза
п
права беременных