Консультации
Вопрос № 14278
26.05.2015
Уважаемые господа, вопрос о вступлении в силу с 01.01.2015 года положения федерального закона №213-ФЗ от 24.07.2009г, статья 28, пункт 17 - кас. дополнительных 6% к базовому размеру социальной пенсии по старости за каждый год проработанный сверх 25 и 30 лет для женщин и мужчин соответственно. Это положение действует при назначении страховой пенсии по старости с 01.01.2015 года или нет? Местное отделение ПФР на этот вопрос ничего не отвечает. Спасибо заранее.
С уважением, Петров Александр.
18.08.2015
На вопрос отвечает:
Главный Администратор
Администратор сайта
Александр, здравствуйте.
Чтобы не возникло путаницы, хотелось бы сразу пояснить несколько моментов.
1.Ст.28 федерального закона №213-ФЗ от 24.07.2009 (далее – ФЗ №213) регулирует внесение изменений в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – ФЗ №173). Речь в этой статье идет не о социальной, а о трудовой пенсии (социальная пенсия назначается и выплачивается нетрудоспособным гражданам).
2.Пункт 17 ст.28 ФЗ №213 звучит следующим образом:
«в статье 19:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).";
б) в пункте 2 слова "(частью трудовой пенсии)" заменить словами "(частью трудовой пенсии по старости)";
в) в пункте 3 слова "в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или)" исключить, слова "(частью трудовой пенсии)" заменить словами "(частью трудовой пенсии по старости)", слова "(части трудовой пенсии)" заменить словами "(части трудовой пенсии по старости)";
г) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях:
1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
2) трудовая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.";
д) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1. Трудовая пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости лицу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, извещает данное лицо о назначении ему трудовой пенсии по старости.";
е) в пункте 5 слова "(части трудовой пенсии)" заменить словами "(части трудовой пенсии по старости)";
ж) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается на следующие сроки:
1) трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) - бессрочно;
2) трудовая пенсия по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не долее чем до дня назначения трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) либо до дня достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, при наличии пяти лет страхового стажа, а при отсутствии права на трудовую пенсию по старости - до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.";».
3.Речь об увеличении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости идет в п.10 ст.28 ФЗ №213, которым внесены изменения в ст.14 ФЗ №173.
В новой редакции ст.14 ФЗ №173 и есть тот самый пункт 17, который предполагает увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости на 6% за каждый год, проработанный сверх 25 и 30 лет для женщин и мужчин соответственно.
По существу Вашего вопроса можно сказать следующее.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – ФЗ №400), который заменил собой Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Таким образом, ФЗ №173 с 01.01.2015 не применяется, и возникла ситуация, когда норма п.17 ст.14 ФЗ №173 прекратила действие, так и не вступив в силу.
В новом ФЗ №400 вообще нет понятия «фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии», которое использовалось в п.17 ст.14 ФЗ №173. Вместо него есть «фиксированная выплата к страховой пенсии», по сути это одно и тоже, но формально это разные понятия. Так, законодатель подразумевает, что фиксированный базовый размер страховой части (то, что было раньше) связан с наработанными правами, а вот фиксированная выплата к страховой пенсии (то, что есть сейчас) – просто «подарок от государства». В ФЗ №400 законодателем предусмотрены совсем другие механизмы повышения размера пенсии для тех, кто работал больше остальных.
Вместе с тем открытым остается вопрос: насколько это справедливо - обещать "золотые горы", а когда люди уже отработали все необходимое заявлять, что "передумали"? Должен ли применяться такой закон?
Конституционный Суд РФ (КС РФ) неоднократно в своих решениях указывал не необходимость соблюдения принципа правовой определенности в пенсионных правоотношениях. Мне кажется, что можно было бы попробовать обратиться в Конституционный Суд РФ с тем, чтобы признать противоречащей Конституции РФ, скажем, норму о неприменении ФЗ №173 в той части, в какой она лишает права добросовестно работавших лиц на обещанное государством повышение пенсии. Сразу хочу уточнить, что жалоба в Конституционный Суд РФ не является гарантией того, что Вам удастся отстоять свои права, но, во всяком случае, это наиболее действенный способ защиты в сложившейся ситуации. Причем в случае успеха и признания такого регулирования неконституционным удастся защитить не только Ваши права, но и права других граждан.
В связи с этим прошу Вас сообщить на электронную почту Центра социально-трудовых прав – Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. - Вы готовы при нашей юридической поддержке попытаться обратиться с жалобой в КС РФ?
Для обращения в КС необходимо, чтобы норма была применена в судебном решении, поэтому нужно будет отсудиться (причем, наверное, лучше в двух инстанциях) с Пенсионным фондом, - чтобы суд указал на невозможность применения п.17 ст.14 ФЗ №173 в связи с принятием нового закона. Затем нужно будет обратиться в КС РФ.
Если Вы готовы, мы со своей стороны можем оказывать Вам бесплатную юридическую помощь - подготовить иск в суд первой инстанции, апелляционную жалобу и жалобу в КС РФ. Мы считаем, что это дело имеет важное значение, так как затрагивает права большого числа людей.
Чтобы не возникло путаницы, хотелось бы сразу пояснить несколько моментов.
1.Ст.28 федерального закона №213-ФЗ от 24.07.2009 (далее – ФЗ №213) регулирует внесение изменений в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – ФЗ №173). Речь в этой статье идет не о социальной, а о трудовой пенсии (социальная пенсия назначается и выплачивается нетрудоспособным гражданам).
2.Пункт 17 ст.28 ФЗ №213 звучит следующим образом:
«в статье 19:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).";
б) в пункте 2 слова "(частью трудовой пенсии)" заменить словами "(частью трудовой пенсии по старости)";
в) в пункте 3 слова "в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или)" исключить, слова "(частью трудовой пенсии)" заменить словами "(частью трудовой пенсии по старости)", слова "(части трудовой пенсии)" заменить словами "(части трудовой пенсии по старости)";
г) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях:
1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
2) трудовая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.";
д) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1. Трудовая пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости лицу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, извещает данное лицо о назначении ему трудовой пенсии по старости.";
е) в пункте 5 слова "(части трудовой пенсии)" заменить словами "(части трудовой пенсии по старости)";
ж) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается на следующие сроки:
1) трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) - бессрочно;
2) трудовая пенсия по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не долее чем до дня назначения трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) либо до дня достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, при наличии пяти лет страхового стажа, а при отсутствии права на трудовую пенсию по старости - до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.";».
3.Речь об увеличении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости идет в п.10 ст.28 ФЗ №213, которым внесены изменения в ст.14 ФЗ №173.
В новой редакции ст.14 ФЗ №173 и есть тот самый пункт 17, который предполагает увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости на 6% за каждый год, проработанный сверх 25 и 30 лет для женщин и мужчин соответственно.
По существу Вашего вопроса можно сказать следующее.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – ФЗ №400), который заменил собой Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Таким образом, ФЗ №173 с 01.01.2015 не применяется, и возникла ситуация, когда норма п.17 ст.14 ФЗ №173 прекратила действие, так и не вступив в силу.
В новом ФЗ №400 вообще нет понятия «фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии», которое использовалось в п.17 ст.14 ФЗ №173. Вместо него есть «фиксированная выплата к страховой пенсии», по сути это одно и тоже, но формально это разные понятия. Так, законодатель подразумевает, что фиксированный базовый размер страховой части (то, что было раньше) связан с наработанными правами, а вот фиксированная выплата к страховой пенсии (то, что есть сейчас) – просто «подарок от государства». В ФЗ №400 законодателем предусмотрены совсем другие механизмы повышения размера пенсии для тех, кто работал больше остальных.
Вместе с тем открытым остается вопрос: насколько это справедливо - обещать "золотые горы", а когда люди уже отработали все необходимое заявлять, что "передумали"? Должен ли применяться такой закон?
Конституционный Суд РФ (КС РФ) неоднократно в своих решениях указывал не необходимость соблюдения принципа правовой определенности в пенсионных правоотношениях. Мне кажется, что можно было бы попробовать обратиться в Конституционный Суд РФ с тем, чтобы признать противоречащей Конституции РФ, скажем, норму о неприменении ФЗ №173 в той части, в какой она лишает права добросовестно работавших лиц на обещанное государством повышение пенсии. Сразу хочу уточнить, что жалоба в Конституционный Суд РФ не является гарантией того, что Вам удастся отстоять свои права, но, во всяком случае, это наиболее действенный способ защиты в сложившейся ситуации. Причем в случае успеха и признания такого регулирования неконституционным удастся защитить не только Ваши права, но и права других граждан.
В связи с этим прошу Вас сообщить на электронную почту Центра социально-трудовых прав – Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. - Вы готовы при нашей юридической поддержке попытаться обратиться с жалобой в КС РФ?
Для обращения в КС необходимо, чтобы норма была применена в судебном решении, поэтому нужно будет отсудиться (причем, наверное, лучше в двух инстанциях) с Пенсионным фондом, - чтобы суд указал на невозможность применения п.17 ст.14 ФЗ №173 в связи с принятием нового закона. Затем нужно будет обратиться в КС РФ.
Если Вы готовы, мы со своей стороны можем оказывать Вам бесплатную юридическую помощь - подготовить иск в суд первой инстанции, апелляционную жалобу и жалобу в КС РФ. Мы считаем, что это дело имеет важное значение, так как затрагивает права большого числа людей.
Оставить отзыв
-
Виктор07.01.2017 03:52В ст.36 п.3 фз-400 говорится, что фз-173 от 17.12.2001г утратил силу,за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части,не противоречащей настоящему Федеральному закону.
-
Фаат21.12.2021 20:23ФЗ № 213 от 02.07.2021 г. ст. 14 часть 17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.