Rss - Центр социально-трудовых прав Центр социально-трудовых прав - Юридическая консультация по трудовым вопросам, работа с профсоюзами, профсоюз, профсоюзный, трудовой договор, социально-трудовой, забастовка, коллективный договор, переговоры, условия труда, зарплата, юридический, обучение, тарифный, пенсии, индексация, соглашение, трудовые споры, семинары, рабочий, солидарность, брошюры, права, незаконное увольнение, невыплата заработной платы, юридическая консультация,Юридическая консультация по трудовым вопросам, работа с профсоюзами, трудовой договор, условия труда, пенсии, индексация, трудовые споры, незаконное увольнение, невыплата заработной платы, юридическая консультация http://trudprava.ru Sat, 20 Jul 2019 14:40:22 +0300 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru Минтруд предложил сократить список запрещенных для женщин профессий http://trudprava.ru/expert/article/genderart/2156 http://trudprava.ru/expert/article/genderart/2156

Минтруд подготовил новый проект перечня работ и должностей, запрещенных для женщин в России. Документ заменит утвержденный правительством почти 20 лет назад список из 456 видов работ, официально недоступных для женщин. С 2021 года они смогут работать дальнобойщиками, управлять электропоездом, ремонтировать автомобили и нести службу на корабле.

755622171707990В распоряжении РБК оказался доработанный с учетом предложений профсоюзов и работодателей проект приказа Минтруда «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин». Его подлинность подтвердил источник, близкий к министерству. 18 июня Минтруд направил документ на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Координатор правкомиссии — вице-премьер Татьяна Голикова.

Всего в актуализированном перечне содержится 98 видов работ и должностей, на которых ограничивается применение труда женщин. Ведомство рассчитывает, что обновленный приказ вступит в силу с 1 января 2021 года, следует из документа.

Действие обновленного перечня будет распространяться на работниц, условия труда которых отнесены к вредному и опасному классу по результатам спецоценки. При создании безопасных условий труда работодатель вправе применять труд женщин без ограничений на любых работах, заявили в министерстве.

Какие профессии станут доступными для женщин

После масштабного пересмотра перечня Минтруд предложил снять запрет для женщин на работу:
— водителем автомобиля грузоподъемностью свыше 2,5 т;
— членом палубной команды (боцманом, шкипером и матросом) судов всех видов флота;
— парашютистом;
— машинистом электропоезда;
— слесарем по ремонту автомобилей;
— рыбаком прибрежного лова, занятым на ручной тяге закидных неводов и подледном лове рыбы на закидных неводах;
— трактористом-машинистом сельскохозяйственного производства и др.

В Минтруде подтвердили РБК, что по указанным профессиям «проектом приказа не устанавливаются ограничения на труд женщин».

Критериями при пересмотре и актуализации перечня стали факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие «отдаленные последствия», сказали в министерстве. Одновременно перечнем исключается произвольное ограничение использования труда женщин на работах, что является гарантией их права на справедливые условия труда, отметили в Минтруде.

Как дорабатывался перечень

В марте 2018 года Минтруд разместил на портале раскрытия проектов нормативных актов первую редакцию актуализированного перечня из 28 видов работ, при выполнении которых ограничивается применение труда женщин.

Документ дорабатывался с учетом замечаний Минэкономразвития (в июне прошлого года по итогам совещания была подписана таблица разногласий), а также крупных работодателей, среди которых «Сургутнефтегаз», НЛМК, «Северсталь», «СИБУР Холдинг», «Башнефть» и др. Кроме того, при доработке документа в мае 2019 года в Минтруде состоялось совещание с представителями профсоюзных организаций и РЖД.

Какие профессии останутся запрещенными для женщин

В новом документе Минтруд определил 21 блок производств, работ и должностей, на которых будет ограничен труд женщин. Среди них, к примеру, большой блок «Химические производства», в частности производство и применение ртути, фосфора, хлора, йода, морфина и др. Запрет распространяется на позиции рабочих, специалистов и руководителей при условии доступа к веществам, опасным для репродуктивного здоровья женщины.

Для женщин по-прежнему сохранится ограничение на открытые горные работы, а также работы на поверхности шахт и рудников. При этом женщины могут занимать позиции руководителей, научных или медицинских специалистов, которые не выполняют физической работы. Неизменным останется ограничение на работы, выполняемые при строительстве метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений спецназначения.

В блоке «Металлообработка» и «Цветная металлургия» сохранится ограничение на выполнение женщинами литейных и сварочных работ, а также работ на доменном производстве и производстве цветных и редких металлов. В сфере добычи нефти и газа в списке запрещенных по-прежнему бурение плавучего бурильного агрегата в море, работы по химической обработке скважин, а также монтажу и ремонту оснований морских буровых и эстакад.

Согласно актуализированному перечню, женщины не могут работать авиационными механиками и слесарями по ремонту авиадвигателей. Они не смогут быть задействованы в работах по непосредственному тушению пожаров. В списке запрещенных также останутся работы по очистке и ремонту канализационной сети, водолазные работы, а также работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную в случае превышения законодательно установленных норм.

Насколько Россия близка к гендерному равенству

В рейтинге гендерного равенства Всемирного банка Россия делит 34-ю позицию с Марокко, Угандой и Бурунди (выше нее расположены более 100 стран, многие набрали одинаковое количество баллов). Проблемными областями стали неравенство оплаты труда, возможностей начать карьеру, а также прав, связанных с вступлением и расторжением брака. Чем выше уровень гендерного равенства в обществе, тем выше и уровень экономического развития, установили эксперты Всемирного банка. Из 39 стран, набравших 90 и больше из 100 возможных баллов в рейтинге гендерного равенства, 26 входят в число государств с высоким уровнем доходов — ВВП более $12 тыс. на человека в год.

Согласно результатам выборочного исследования Росстата за 2017 год, зарплата женщин в России составляет 71,7% от средней зарплаты мужчин. Оплата труда женщин в среднем составила 32,7 тыс. руб., мужчин — 45,6 тыс. руб.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в марте признал, что в России остро стоит проблема гендерной дискриминации, гендерный дисбаланс виден даже по составу российского правительства. «У нас сейчас из 30 членов правительства целых четыре женщины, но я приезжаю к своим коллегам за границу, там половина — женщины всегда. А женщин на самом деле в нашей стране больше, чем мужчин», — говорил Медведев.

Автор: Юлия Старостина, РБК

]]>
ajnurick@gmail.com (Александр Лехтман) Семья и работа Wed, 10 Jul 2019 13:58:43 +0300
Минтруд предложил сократить список запрещенных для женщин профессий http://trudprava.ru/news/gendernews/2155 http://trudprava.ru/news/gendernews/2155

Минтруд подготовил новый проект перечня работ и должностей, запрещенных для женщин в России. Документ заменит утвержденный правительством почти 20 лет назад список из 456 видов работ, официально недоступных для женщин. С 2021 года они смогут работать дальнобойщиками, управлять электропоездом, ремонтировать автомобили и нести службу на корабле.

755622171707990В распоряжении РБК оказался доработанный с учетом предложений профсоюзов и работодателей проект приказа Минтруда «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин». Его подлинность подтвердил источник, близкий к министерству. 18 июня Минтруд направил документ на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Координатор правкомиссии — вице-премьер Татьяна Голикова.

Всего в актуализированном перечне содержится 98 видов работ и должностей, на которых ограничивается применение труда женщин. Ведомство рассчитывает, что обновленный приказ вступит в силу с 1 января 2021 года, следует из документа.

Действие обновленного перечня будет распространяться на работниц, условия труда которых отнесены к вредному и опасному классу по результатам спецоценки. При создании безопасных условий труда работодатель вправе применять труд женщин без ограничений на любых работах, заявили в министерстве.

Какие профессии станут доступными для женщин

После масштабного пересмотра перечня Минтруд предложил снять запрет для женщин на работу:
— водителем автомобиля грузоподъемностью свыше 2,5 т;
— членом палубной команды (боцманом, шкипером и матросом) судов всех видов флота;
— парашютистом;
— машинистом электропоезда;
— слесарем по ремонту автомобилей;
— рыбаком прибрежного лова, занятым на ручной тяге закидных неводов и подледном лове рыбы на закидных неводах;
— трактористом-машинистом сельскохозяйственного производства и др.

В Минтруде подтвердили РБК, что по указанным профессиям «проектом приказа не устанавливаются ограничения на труд женщин».

Критериями при пересмотре и актуализации перечня стали факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие «отдаленные последствия», сказали в министерстве. Одновременно перечнем исключается произвольное ограничение использования труда женщин на работах, что является гарантией их права на справедливые условия труда, отметили в Минтруде.

Как дорабатывался перечень

В марте 2018 года Минтруд разместил на портале раскрытия проектов нормативных актов первую редакцию актуализированного перечня из 28 видов работ, при выполнении которых ограничивается применение труда женщин.

Документ дорабатывался с учетом замечаний Минэкономразвития (в июне прошлого года по итогам совещания была подписана таблица разногласий), а также крупных работодателей, среди которых «Сургутнефтегаз», НЛМК, «Северсталь», «СИБУР Холдинг», «Башнефть» и др. Кроме того, при доработке документа в мае 2019 года в Минтруде состоялось совещание с представителями профсоюзных организаций и РЖД.

Какие профессии останутся запрещенными для женщин

В новом документе Минтруд определил 21 блок производств, работ и должностей, на которых будет ограничен труд женщин. Среди них, к примеру, большой блок «Химические производства», в частности производство и применение ртути, фосфора, хлора, йода, морфина и др. Запрет распространяется на позиции рабочих, специалистов и руководителей при условии доступа к веществам, опасным для репродуктивного здоровья женщины.

Для женщин по-прежнему сохранится ограничение на открытые горные работы, а также работы на поверхности шахт и рудников. При этом женщины могут занимать позиции руководителей, научных или медицинских специалистов, которые не выполняют физической работы. Неизменным останется ограничение на работы, выполняемые при строительстве метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений спецназначения.

В блоке «Металлообработка» и «Цветная металлургия» сохранится ограничение на выполнение женщинами литейных и сварочных работ, а также работ на доменном производстве и производстве цветных и редких металлов. В сфере добычи нефти и газа в списке запрещенных по-прежнему бурение плавучего бурильного агрегата в море, работы по химической обработке скважин, а также монтажу и ремонту оснований морских буровых и эстакад.

Согласно актуализированному перечню, женщины не могут работать авиационными механиками и слесарями по ремонту авиадвигателей. Они не смогут быть задействованы в работах по непосредственному тушению пожаров. В списке запрещенных также останутся работы по очистке и ремонту канализационной сети, водолазные работы, а также работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную в случае превышения законодательно установленных норм.

Насколько Россия близка к гендерному равенству

В рейтинге гендерного равенства Всемирного банка Россия делит 34-ю позицию с Марокко, Угандой и Бурунди (выше нее расположены более 100 стран, многие набрали одинаковое количество баллов). Проблемными областями стали неравенство оплаты труда, возможностей начать карьеру, а также прав, связанных с вступлением и расторжением брака. Чем выше уровень гендерного равенства в обществе, тем выше и уровень экономического развития, установили эксперты Всемирного банка. Из 39 стран, набравших 90 и больше из 100 возможных баллов в рейтинге гендерного равенства, 26 входят в число государств с высоким уровнем доходов — ВВП более $12 тыс. на человека в год.

Согласно результатам выборочного исследования Росстата за 2017 год, зарплата женщин в России составляет 71,7% от средней зарплаты мужчин. Оплата труда женщин в среднем составила 32,7 тыс. руб., мужчин — 45,6 тыс. руб.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в марте признал, что в России остро стоит проблема гендерной дискриминации, гендерный дисбаланс виден даже по составу российского правительства. «У нас сейчас из 30 членов правительства целых четыре женщины, но я приезжаю к своим коллегам за границу, там половина — женщины всегда. А женщин на самом деле в нашей стране больше, чем мужчин», — говорил Медведев.

Автор: Юлия Старостина, РБК

]]>
ajnurick@gmail.com (Александр Лехтман) Семья и работа Wed, 10 Jul 2019 13:54:09 +0300
Юристы Центра социально-трудовых прав представляют в Верховном Суде РФ интересы Межрегионального профсоюза железнодорожников http://trudprava.ru/expert/jurisprudence/unionjuris/2154 http://trudprava.ru/expert/jurisprudence/unionjuris/2154

27 июня 2019 года Верховный Суд РФ рассмотрел дело об оспаривании Межрегиональным профсоюзом железнодорожников отдельных положений Приказа Минтранса России № 44 от 09.03.2016, которым установлены особенности работы железнодорожников.
Административное исковое заявление по этому делу было подготовлено профсоюзом совместно с юристами ЦСТП.
Поводом к обращению в Верховный Суд РФ стало увольнение за прогул работника ОАО «РЖД» Алексея М.

Профсоюзный активист Алексей М. с 2012 года работал в должности помощника машиниста тепловоза в локомотивном депо Новокузнецк.
08 февраля 2018 года руководитель, на фоне возникшего конфликта, потребовал от Алексея со следующего дня выходить на рабочее место, расположенное на станции «Кондома», вместо постоянного рабочего места, находящегося в локомотивном депо Новокузнецк. Руководство не смутил тот факт, что эти рабочие места расположены в разных населенных пунктах и районах области.

Локомотивное депо, в котором работал Алексей, расположено в г. Новокузнецке Новокузнецкого района Кемеровской области, а станция «Кондома» – в поселке Кондома Таштагольского района Кемеровской области. Расстояние между станцией «Новокузнецк» и станцией «Кондома» по железной дороге составляет 383 километра, время в пути между станциями на пригородном поезде – более 4-х часов.

Свои требования работодатель обосновал абзацем 2 пункта 7 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденных Приказом Минтранса России № 44 от 09.03.2016, согласно которому:

«Начало и окончание работы могут назначаться в пределах обслуживаемого участка вне постоянного пункта сбора (постоянного места работы), о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены). В этих случаях время следования до назначенного места работы и обратно не считается рабочим временем».

Работодатель не организовал доставку Алексея на работу в поселок Кондома, отказался включать время проезда в поселок Кондома и обратно в рабочее время Алексея или выплатить какую-либо компенсацию в связи с направлением на работу в поселок Кондома.
Алексей, в свою очередь, отказался выходить на рабочее место, расположенное в другой местности, продолжал ходить на работу в локомотивное депо Новокузнецк, в связи с чем был уволен с работы по основанию, предусмотренному пп. «а» п. 6 ч.1 ст. 81 ТК РФ, т. е. за прогул.

Профсоюз оспорил увольнение Алексея в судебном порядке со ссылкой на то, что Алексей согласно ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ имел право не выходить по указанию работодателя на рабочее место, расположенное в другой местности.

Однако решением Мещанского районного суда г. Москвы от 22.05.2018 по делу № 02-5315/2018, оставленным без изменения апелляционным определением СК по гражданским делам от 24.10.2018 по делу № 33-45467/2018, в удовлетворении исковых требований профсоюза о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении Алексея на работе, взыскании соответствующих компенсаций было отказано в полном объеме.

Мещанский районный суд г. Москвы в своем решении сослался на абзац 2 пункта 7 Особенностей и указал, что работодатель имел право назначить Алексею начало или окончание работы в пределах обслуживаемого участка вне постоянного пункта сбора (постоянного места работы), при этом мог не включать время следования до назначенного места работы и обратно в рабочее время.
С выводами решения Мещанского районный суд г. Москвы от 22.05.2018 по делу № 02-5315/2018 согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, куда представители профсоюза обращались с жалобами.

Мы полагаем, что абзац 2 пункта 7 Особенностей противоречит трудовому законодательству и ущемляет трудовые права железнодорожников, так как применение этой нормы позволяет работодателю направлять работника в другую местность, на удаленные расстояния от места постоянной работы, без его согласия. При этом не учитывается и не оплачивается затраченное на проезд время, как и возникающие в связи с этим расходы.

Поскольку в силу ст. 5, ст. 9 и ст. 329 ТК РФ нормативные правовые акты Минтранса России в области труда железнодорожников не могут ухудшать положение работников по сравнению с ТК РФ, мы считаем, что это дело имеет перспективу в Верховном Суде РФ.

Любопытно отметить, что в 2006 г. аналогичные нормы, содержащиеся в ранее действовавшем Приказе МПС России от 05.03.2004 № 2, уже проверялись Верховным Судом РФ на соответствие ТК РФ. Тогда Верховный Суд РФ пришел к выводу о незаконности положений Приказа Минтранса России (см. Решение Верховного Суда РФ от 19.01.2006 № ГКПИ05-1506), но это решение было отменено в кассационной инстанции (см. Определением Верховного Суда РФ от 16.03.2006 № КАС06-57). Кассация указала, что вопросы направления железнодорожников на работу на другие участки, в частности о включении времени проезда в рабочее время, способа доставки работников, должны регулироваться локальными актами работодателя. Однако в материалы нынешнего дела представлены актуальные правила внутреннего распорядка ОАО «РЖД», в которых нет норм, посвященных этим аспектам перевода. Кроме того, по делу Алексея сложилась негативная для железнодорожников судебная практика, которая также должна быть оценена Верховным Судом РФ при принятии решения.

Несмотря на абсурдность ситуации, которая была отмечена участниками процесса в ходе рассмотрения дела в Верховном Суде РФ, суд вынес решение об отказе в удовлетворении требований профсоюза и Алексея М.

Решение в окончательной форме пока не готово, а потому мы пока не можем узнать мотивов суда.
Мы обязательно проинформируем наших читателей о дальнейшем рассмотрении этого непростого дела.

 

Материал подготовлен в рамках проекта «Трудовые права для всех»: информирование и юридическая поддержка для работников, экспертиза для защиты трудовых прав». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

]]>
info@trudprava.ru (АНО "Центр социально-трудовых прав") Профсоюзы Fri, 28 Jun 2019 00:00:00 +0300
Работа педагога на ГИА: государственная обязанность или нет? http://trudprava.ru/expert/article/protect/2153 http://trudprava.ru/expert/article/protect/2153

Ежегодно выпускники всех школ России, сотни тысяч школьников проходят государственную итоговую аттестацию в трех формах: единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Вместе с ними в этом мероприятии принимают участие десятки тысяч учителей, воспитателей, иных педагогических работников образовательных организаций. И на протяжении всего времени они сталкиваются с огромным количеством сложностей.

Одной из основных является порядок привлечения педагогов к подобным мероприятиям. Учитывая тот факт, то участие в подготовке и проведении ГИА не относится к обязанностям педагогического работника ни с точки зрения ЕКС работников образования, ни профстандарта «Педагог», ни простых логических представлений о том, чем должен заниматься учитель, его нельзя привлечь к проведению ГИА именно как учителя. Поэтому в практике возникло две основных модели: привлечение педагога к участию в подготовке и проведению ГИА на основании срочного трудового договора, либо привлечение его как лица, исполняющего государственные и общественные обязанности. Формулировка п. 2 ст. 170 ТК РФ и п. 9 ст. 47 ФЗ «Об образовании» допускают подобное толкование, если руководствоваться исключительно текстом обоих законов:

«Статья 170. Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей.
Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения».

«Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.
9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования».

Формулировки закона представляются довольно общими, и конкретный перечень государственных и общественных обязанностей Трудовым кодексом не предусмотрен, но в юридической доктрине к общеустановленным обязанностям обычно относят:
- осуществлении избирательного права;
- выполнении депутатских обязанностей;
- явке в рабочее время в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого в органы дознания, к следователю, прокурору, в налоговый орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или в суд;
- участии в судебных заседаниях в качестве арбитражных и присяжных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и коллективов работников;
- участии в работе комиссий по назначению пенсий при органах местного самоуправления и медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) в качестве выделенных профсоюзными организациями членов этих комиссий;
- явке в комиссию по назначению пенсий в качестве свидетеля для дачи показаний о трудовом стаже;
- участии членов добровольных пожарных дружин в ликвидации пожара или аварии;
- участии в работе Общественной палаты;
- участии в заседании парламентской комиссии с целью дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;
- выполнении других государственных или общественных обязанностей (в случаях, предусмотренных законодательством)* .

Вместе с тем, текст федерального законодательства не дает очевидного ответа на вопрос о том, является ли привлечение педагогического работника к подготовке и проведению ГИА дополнительной работой, которую нужно выполнять на добровольных условиях на основании срочного трудового договора, либо же государственной общественной обязанностью. Подзаконные акты и официальные документы органов исполнительной власти также оставляют этот вопрос в стороне. Так, в Письмо Рособрнадзора от 26.05.2016 N 02-226 «О выплате компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации» говорится лишь о том, что работа на ГИА является дополнительной для педагога и должна оплачиваться отдельно, но не разъясняется порядок урегулирования данного вопроса.

Если мы обратимся к тексту законодательства субъектов РФ, то также не найдем однозначного ответа на данный вопрос. Часть субъектов предполагает привлечение к ГИА на основании трудового договора, а часть в качестве исполнения государственной обязанности.

Примером первого варианта является г. Москва. Так, в п. 5 Постановления Правительства Москвы от 4 мая 2011 г. №184-ПП говорится следующее:

«5. Департамент образования города Москвы ежегодно определяет организации, уполномоченные заключать договоры на выполнение работ (оказание услуг) с педагогическими работниками, участвующими в подготовке и проведении единого государственного экзамена, и производить выплаты таким педагогическим работникам на основании актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), содержащих сведения о фактически отработанном времени и об объеме трудозатрат».

Т.е. текст постановления прямо указывает нам на то, что привлечение педагога к подготовке и проведению ГИА должно производиться в рамках обычных трудовых отношений.

Однако, например, в Иркутской области мы видим иной пример. Приказ Министерства образования Иркутской области от 28 июня 2018 г. N 66-мпр. Об утверждении порядка выплаты педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА в Иркутской области устанавливает:

«10. Руководитель образовательной организации на основании списка работников пункта проведения экзамена и общественных наблюдателей, направленного в порядке, указанном в пункте 9 настоящего Порядка, издает приказ о привлечении педагогических работников для исполнения государственных обязанностей и освобождении их от основной работы».

Стоит заметить, что в отличие от положений, предполагающих привлечение работников к проведению ГИА через заключение дополнительных трудовых соглашений, пример Иркутского положения, который указывает на проведение ГИА как государственную обязанностью, является единственным в своем роде. Однако, даже если Положение об оплате труда в регионе не содержит прямого указания на возможность принудительного привлечения педагога к подготовке и проведению ГИА, такая обязанность может иметь место с точки зрения правоохранительных и надзорных органов. Профсоюз «Учитель» в течение зимы-весны 2019 г. направил ряд запросов в прокуратуры субъектов с требованием привести региональные положения в соответствие с требованиями федерального законодательства.В ответ из некоторых прокуратур субъектов пришли ответы следующего содержания.

Ответ Прокуратуры Республики Карелия Луховицкому В.В. N 22-202-2019 от 05.04.2019:

«Правоотношения, возникающие при привлечении органами государственной власти педагогических работников к проведению государственной итоговой аттестации, не являются трудовыми, поскольку вытекают из публично-правовых отношений, связанным с исполнением педагогическими работниками государственных обязанностей по участию в государственной итоговой аттестации».

Ответ Прокуратуры Республики Калмыкия Луховицкому В.В. N 22-102-2019 от 22.04.2019

«... административный характер отношений, складывающихся между Министерством образования и науки республики и членами предметных и конфликтных комиссий, являющихся должностными лицами, и освобожденными от основной работы лишь на время проведения государственной итоговой аттестации, исключает возможность заключения между ними на период исполнения своих должностных обязанностей гражданско-правовых договоров на выполнение работ по подготовке и проведению единого государственного экзамена.
<...>
Согласно статьям 165 и 170 Трудового кодекса Российской Федерации при исполнении работником государственных или общественных обязанностей работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей с сохранением за ним места работы (должности), а органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты (компенсации) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
<...>
Таким образом, из системного анализа вышеназванных правовых норм следует, что компенсационные выплаты за исполнение государственных обязанностей не являются заработной платой, а по своей правовой природе являются материальной компенсацией, в связи с чем вопрос сохранения заработной платы не может быть урегулирован нормами Положения».

Ответ Прокуратуры Белгородской области Луховицкому В.В. N 7-350-2018/541 от 16.04.2019

«Статьей 170 Трудового кодекса РФ, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что работодатель должен освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей. Вместе с тем действующим законодательством возможность сохранения работодателем заработной платы в указанный период не определена.

В целях сохранения заработной платы педагогическим работникам, принимающим участие в подготовке и проведении ГИА, применяется механизм переноса рабочего времени, затрачиваемого на исполнение государственных обязанностей, на иные периоды, с получением в полном объеме заработной платы и соответствующей компенсации».

Как видно, законодательство в данной области неопределенно как на федеральном, так и на региональном уровнях. Если же говорить об интересах работников, то выбор в данном случае не представляет сложности. Проведем сравнительный анализ двух ситуаций.
Начнем анализ двух ситуаций с важных, но не первостепенных отличий. Они связаны с оплатой труда. При заключении трудового договора, работник сразу знает уровень своей заработной платы. Если же он исполняет государственные или общественные обязанностей, то уровень компенсации может оставаться ему неизвестен до самого момента выплаты суммы денежных средств. При заключении трудового договора также понятны сроки выплаты заработной платы, которые должны строго соответствовать требованиям Трудового Кодекса РФ. Когда мы говорим про государственные или общественные обязанности, сроки выплаты компенсаций остаются неопределенными, могут растягиваться на очень длительный период. Законодательство в случае привлечения работника к проведению ГИА также не предполагает обязательного сохранения средней заработной платы на основном месте работы, в отличие от периодов исполнения многих других общественных обязанностей. Из-за этого часто возникает ситуация, когда компенсация педагогу за подготовку и проведение ГИА ниже, чем он мог бы получить по основному месту работы. В то же самое время условия труда на ГИА гораздо хуже, чем во время обычной педагогической деятельности, а ответственность работников гораздо выше. Стоит вспомнить хотя бы п. 4 ст. 19.30 КоАП РФ:

«4. Умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей».

Заключение дополнительных трудовых договоров позволило бы разумному педагогу защитить себя в такой ситуации, т.к. он бы просто не стал бы соглашаться на такую работу при слишком низкой оплате труда.

Главным же отличием привлечения педагога к исполнению государственной обязанности от обычных трудовых отношений является добровольность. Никто не может принудить работника заключить дополнительное трудовое соглашение без его прямого и явно выраженного согласия. В свою очередь, привлечение к исполнению государственных или общественных обязанностей происходит без воли работника, в принудительном порядке.

Принудительный порядок привлечения к исполнению государственных или общественных обязанностей сразу заставляет вспомнить о запрете принудительного труда, который установлен Трудовых Кодексом РФ в ст. 4: «Принудительный труд запрещен. Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия)».

В законодательстве имеется ряд исключений из этого общего запрета. В той же статье 4 ТК РФ говорится о том, что к принудительному труду не следует относить:

«работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров».

Если мы обратимся к нормам международного трудового права, то также сможем найти исключения, которые позволяют государству предусматривать определенный набор государственных или общественных обязанностей.

Так, ст. 2 Конвенции МОТ №29:

«1. В смысле настоящей Конвенции термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
2. Однако термин "принудительный или обязательный труд" в смысле настоящей Конвенции не включает в себя:
a) всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера;
b) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;
c) всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей, и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;
d) всякую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия, как-то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений и вообще обстоятельства, ставящие под угрозу или могущие поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;
e) мелкие работы общинного характера, то есть работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ».

Под случай пп. «е» п. 2 ГИА явно не подходит, так как предполагает мероприятие общегосударственного масштаба. К тому же коллектив и община совершенно точно не выражали своего добровольного согласия на привлечение к такому труду представителей педагогической профессии.

Гораздо сложнее регулирование пп. «b» п. 2. Что включается в обыкновенные гражданские обязанности, ни в одном из указанных международно-правовых документов не разъясняется. Не изучена эта категория и в отечественной юридической литературе. Практика МОТ по данному вопросу в основном касается обязанностей по прохождению военной службы. Однако, из кейсов, рассматривавшихся комитетом экспертов по Мьянме и Эритрее, в которых затрагивалось содержание ст. 2 (2) (b) можно сделать однозначный вывод о том, что такие обязанности должны затрагивать все гражданское население, а не только одну профессиональную категорию работников.**

В то же время определенные выводы о ее содержании можно сделать исходя из практики Европейского суда по правам человека, который неоднократно обращался к соответствующим положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Так, например, в Постановлении ЕСПЧ по делу «Зарб Адами (Zarb Adami) против Мальты» Европейский суд констатировал, что принудительное выполнение функций присяжного заседателя, как это имеет место на Мальте, является одной из "обычных гражданских обязанностей", предусмотренных пп. "d" п. 3 ст. 4 Конвенции. В деле «Карлхайнц Шмидт против Германии (Karlheinz Schmidt v. Germany)» Европейский суд исходил из того, что обязательная служба в пожарной бригаде, существующая в Баден-Вюртемберге, может квалифицироваться как служба, являющаяся частью гражданских обязанностей, согласно пп. "d" п. 3 ст. 4 Конвенции. Сбор, который уплачивается вместо прохождения данной службы, представляет собой компенсационную выплату. Он тесно связан с обязанностью осуществлять службу в пожарной бригаде, поэтому уплата сбора подпадает под действие пп. "d" п. 3 ст. 4 Конвенции (п. 23).***

Таким образом, в практике ЕСПЧ также очевиден вывод о том, что привлечение к обычным гражданским обязанностям должно касаться всех работников, а не какой-то одной профессиональной категории. Это делает невозможным признание привлечения педагогических работников к подготовке и проведению ГИА соответствующим данным исключениям в международном трудовом праве. Необходимым следствием подобной практики будет являться упоминание подобной практики Российской Федерации в отчете по имплементации и исполнению международных трудовых стандартов о запрете принудительного труда со стороны профсоюзных организаций в этом году, что повлечет за собой определенные меры воздействия со стороны организации.

Решение указанных сложностей возможно, на наш взгляд, через изменение положений законодательства, касающихся участия педагогических работников в государственной итоговой аттестации. Уже сейчас в Государственную Думу РФ депутатом О.В. Шеиным внесен законопроект № 581650-7 «О внесении изменений в статью 47 Федерального закона «Об образовании в РФ». Данным законопроектом предлагает изложить п. 9 ст. 47 в следующем виде:

«9. Педагогическим работникам образовательных организаций, заключившим срочный трудовой договор с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в области образования, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права вне зависимости от конкретной выполняемой ими трудовой функции при проведении государственной итоговой аттестации. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается заработная плата за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации в размере не менее двойной стоимости часа работы педагогического работника по основной работе за каждый час работы на государственной итоговой аттестации. Конкретный размер и порядок выплаты такой заработной платы устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования».

В пояснительной записке к законопроекту разъясняется смысл предлагаемых изменений:

«1. Дополнить формулировку «участвующих по решению органов исполнительной власти Российской Федерации» фразой «заключают срочный трудовой договор с органом государственной власти». Данное изменение позволит избежать нарушения трудового законодательства, связанного с принудительным привлечением педагогов к данному виду работ. Такие обязанности как «проведение ГИА/ЕГЭ/ОГЭ/ГВЭ» в настоящий момент не предусмотрены ни Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» для должностей учитель или воспитатель, ни профессиональным стандартом «Педагог», который был утвержден Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 18 октября 2013 г. №544н. Поэтому такая обязанности не может присутствовать в должностных инструкциях и трудовых договорах. Таким образом, данная деятельность является для педагогических работников дополнительной, а потому должна регулироваться на основе срочного трудового договора, который максимальным образом будет гарантировать и защищать интересы работников.

2. Заменить слово «компенсация» на слово «заработная плата». Данные изменения позволят избежать двусмысленных толкований слова «компенсация», а также привести формулировку закона в соответствие с положениями Трудового кодекса РФ, который предполагает выплату заработной платы за работу по любым видам трудовых договоров. Учитывая, что правоотношения педагогического работника и органа государственной власти субъекта будут регулироваться именно срочным трудовым договором, нет никаких оснований менять сложившуюся в трудовом праве терминологию.

3. Указать, что срочный трудовой договор должен заключаться с «органом государственной власти». В настоящий момент широко распространена практика того, что дополнительные соглашения, если и заключаются, то с самим образовательным учреждением. При этом никаких дополнительных субсидий на оплату работникам их труда власти субъектов РФ не предоставляют, что приводит к тому, что образовательная организация вынуждена сокращать объем основных заработных плат всех сотрудников для изыскания финансовых средств. Чаще всего соглашения вообще не заключаются, и оплата труда педагогических работников происходит за счет стимулирующих средств образовательного учреждения. Такая практика противоречит требованиям федерального законодательства, в частности п. 9 ст. 47 Федерального закона «Об образовании», который устанавливает, что компенсации выплачиваются субъектам РФ за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, выделяемых на проведение экзамена. Данная норма пресечет все двойственные толкования положений статьи и послужит защите прав и интересов педагогических коллективов школ, фонд оплаты труда которых перестанет сокращаться из-за необходимости оплатить труд работников, участвующих в проведении ГИА. Также это послужит важным антикоррупционным средством в борьбе с незаконной тратой средств государственного бюджета.

4. Указать, что срочные трудовые договоры заключаются со всеми педагогическими работниками, участвующими в проведении ГИА, вне зависимости от конкретно исполняемой ими функции. В настоящий момент анализ законодательства субъектов РФ показывает, что в большинстве их них положения о компенсациях за работу на ЕГЭ включают ограниченный перечень лиц, которые вправе рассчитывать на компенсацию, забывая многочисленные категории работников, составляющих основу образовательного процесса при сдаче ГИА. Чаще всего страдают такие категории работников как «организаторы в аудитории», «организаторы вне аудитории», «технические специалисты». Предлагаемое уточнение позволит всем категориям педагогических работников, участвующих в проведении ГИА, получить справедливое вознаграждение за свой труд.

5. Указать, что размер заработной платы не может быть менее двойной стоимости часа работы педагогического работника по основной работе за каждый час работы на государственной итоговой аттестации. При этом конкретный размер заработной платы будет устанавливаться субъектом Российской Федерации. Работа, связанная с подготовкой и проведением государственной итоговой аттестации, предполагает повышенную ответственность педагогического работника, связанную с важностью и определяющим значением данного мероприятия в жизни учащихся и образовательных организаций в целом. Также следует отметить, что условия труда педагогических работников при проведении государственной итоговой аттестации значительно отличаются от нормальных: обыск на входе, запрет на пронос вещей, воды, лекарств, необходимость постоянного наблюдения в течение 3-4 часов за школьниками без отдыха и перерывов, запрет на мобильную связь и т.д. Другой причиной повышенной по сравнению с обычной заработной платой почасовой ставки являются особенности труда педагогических работников по основному месту работу в каникулярный период. Так, труд педагогических работников в каникулярное время не связан с необходимостью присутствия в образовательной организации в определенные часы, а прежде всего требует выполнения ряда функций, связанных с составлением годовой бумажной отчетности. ГИА проводится большей частью именно в каникулярный период времени и отнимает время работника, необходимое ему для выполнения своих обязанностей по основной работе».

В середине июня по данному законопроекту будет получено заключение Правительства Российской Федерации и, вероятно, при положительном отзыве он будет принят еще до ухода парламентариев на каникулы.

Из представленного ранее очевидно, что действующее на настоящий момент регулирование порядка привлечения педагогов к проведению ГИА недостаточно и размыто. Подобные пробелы в законодательстве склонны использовать органы власти субъектов в целях злоупотребления и принудительного привлечения педагогов для участия в ГИА. Тем самым ставится под угрозу соблюдение Российской Федерацией положений международного трудового права, запрещающих принудительный труд. Однако, надежда на то, что произойдет изменение правового регулирования данной сферы и уточнение формулировок, остается в случае принятия предполагаемого законопроекта.

Варламов Юрий Евгеньевич, юрист АНО «Центр социально-трудовых прав», магистр права (НИУ ВШЭ), правовой инспектор труда Конфедерации Труда России, Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель».

* Петров А.Я. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей / Адвокат. 2015. № 2; Алексеева Г.И. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей / бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. №№ 4, 5.

** https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:13101:0::NO::P13101_COMMENT_ID:2337201

*** Куницына О. Допустимые случаи принуждения к труду в международно-правовых актах о правах человека / Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. № 6.

Материал подготовлен в рамках проекта «Трудовые права для всех»: информирование и юридическая поддержка для работников, экспертиза для защиты трудовых прав». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

]]>
info@trudprava.ru (АНО "Центр социально-трудовых прав") Защита трудовых прав Mon, 03 Jun 2019 00:00:00 +0300
Юристы ЦСТП ведут дело программиста, которого директор «выкинул» из офиса http://trudprava.ru/expert/jurisprudence/miscjuris/2150 http://trudprava.ru/expert/jurisprudence/miscjuris/2150

Про ситуации, когда работников физически не пускают в офис или убедительно просят в нем более не появляться, мы уже писали на нашем сайте и даже снимали видеоролики. С возможным порядком действий в таких ситуациях вы можете ознакомиться по следующей ссылке – http://trudprava.ru/expert/video/employvideo/1405

Недавно юристы ЦСТП в очередной раз столкнулись с таким случаем на практике. Дело заключалось в следующем.

Илья П. работал программистом в небольшой IT-компании, трудового договора с ним никто не заключал, хотя зарплата платилась официально и «на карточку». В начале 2019 года дела у компании пошли плохо, ушел крупный заказчик, который обеспечивал большую часть прибыли. Работникам было предложено уволиться без каких-либо выплат, на что многие согласились. Однако Илья не согласился со столь «щедрым» предложением руководства и сказал, что хочет получить за безболезненное и быстрое расставание с работодателем хоть какую-то компенсацию.

тношения между Ильей и руководством тут же испортились, Илье перестали поручать работу и платить зарплату. Работа Ильи стала сводиться к высиживанию в офисе установленного рабочего времени. Так продолжалось где-то полтора месяца, но в один апрельских дней директор организации забрал у Ильи пропуск в офис и перестал пускать Илью на работу. Чтобы зафиксировать факт недопуска на работу Илья вызвал в офис полицию, направил директору организации письмо с требованием разъяснить ситуацию и сообщить причины отстранения от работы. Также Илья написал жалобу в органы прокуратуры и обратился за помощью к юристам ЦСТП.

Обращение в правоохранительные и контролирующие органы в подобных случаях не всегда является эффективным средством защиты прав, однако факт обращения в такие органы являлся подтверждением недопуска Ильи на работу. Кроме того, прокуратура стала проводить проверку работодателя по поводу невыплаты Илье зарплаты, следовательно, у Ильи появилась возможность ознакомиться с материалами прокурорской проверки и узнать в чем заключается официальная позиция работодателя. Сначала удалось установить, что, по версии работодателя, Илья был уволен из организации. Однако, подтвердив этот факт, представитель прокуратуры отказалась знакомить Илью с приказом об увольнении, сославшись на то, что проверка еще не окончена.

Чтобы не пропустить срок на обращение в суд, который по делам об увольнении составляет всего 1 месяц, в Дорогомиловский районный суд г. Москвы было подано исковое заявление об оспаривании увольнения по неизвестному нам основанию. В дальнейшем проверка была окончена, Илья ознакомился с ее материалами, и выяснил, что, по мнению работодателя, он был уволен из организации по сокращению штата еще за месяц до того, как его выгнали из офиса. Директор составил акты об отказе Ильи знакомиться с какими-либо кадровыми документами, начиная с приказа о приеме на работу и кончая приказом об увольнении. Теперь Илье предстоит доказать в суде, что его никто не уведомлял о предстоящем увольнении по сокращению штата, а само увольнение было оформлено не в день, указанный работодателем, а позднее, когда началась прокурорская проверка по жалобе Ильи.

Юристы ЦСТП считают данное дело значимым, так как с такой ситуацией может столкнуться любой неугодный начальству работник, которого просто выгонят с рабочего места, а потом оформят задним числом документы по его увольнения. В связи с этим ЦСТП решил оказать поддержку Илье в его споре с работодателем.
Для примера, как оспорить увольнение, когда известно, что оно состоялось, но непонятно по какой причине, мы прилагаем исковое заявление, поданное в суд Ильей. Однако важно понимать, что мы просили признать незаконным увольнение, так как нам было достоверно известно, что увольнение произошло. Если бы у нас не было информации из прокуратуры об увольнении Ильи, то мы бы оспаривали не увольнение, а незаконно отстранение от работы (незаконный недопуск до работы).

О решении суда по делу Ильи мы проинформируем читателей нашего сайта дополнительно.

Материал подготовлен в рамках проекта «Трудовые права для всех»: информирование и юридическая поддержка для работников, экспертиза для защиты трудовых прав». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

]]>
info@trudprava.ru (АНО "Центр социально-трудовых прав") Разное Thu, 06 Jun 2019 00:00:00 +0300
Принята Конвенция МОТ об искоренении насилия и домогательств в сфере труда http://trudprava.ru/news/gendernews/2149 http://trudprava.ru/news/gendernews/2149

Сегодня, 21 июня, Международная конференция труда, проводящая свою 108-ю сессию в год 100-летия МОТ, приняла Конвенцию об искоренении насилия и домогательств в сфере труда. Новая международная трудовая норма устанавливает минимальные глобальные нормы по созданию общего климата нулевой терпимости по отношению к проявлениям насилия и домогательств, делая особый акцент на необходимости противодействовать гендерному насилию. Делегация трудящихся Российской Федерации голосовала за принятие Конвенции и рекомендаций по ее реализации.

ilo-e1441370079524Согласно Конвенции, насилие и домогательства в сфере труда это ряд неприемлемых форм поведения и практик или угрозы таковых, — единичные или повторяющиеся, — целью, результатом или возможным следствием которых является причинение физического, психологического, сексуального или экономического вреда. Конвенция определяет пострадавших как всех физических лиц, вовлеченных в сферу труда в государственном или частном секторе, в формальной и неформальной экономике, включая соискателей, стажеров и бывших сотрудников. Согласно документу, сфера труда не ограничивается физическим рабочим местом, а включает такие зоны, связанные с работой, как профессиональное обучение, служебные командировки, исполнение рабочих обязанностей в общественных пространствах, и пр.

В основополагающих принципах Конвенции подход к устранению насилия и домогательств в сфере труда определяется как инклюзивный, комплексный, гендерно-чувствительный и предусматривает набор разнообразных мер — от законодательного запрета до инспекционных проверок. Также Конвенция содержит разделы о мерах по недопущению насилия и домогательств в сфере труда; по обеспечению соблюдения и средствам правовой защиты; по соответствующей подготовке кадров и повышению осведомленности.

Конфедерация труда России, принимавшее активное участие в международной профсоюзной кампании в поддержку Конвенции, горячо приветствует принятие новой Конвенции. Как отметил президент КТР Борис Кравченко: «Конвенция провозглашает право каждой женщины и каждого мужчины на труд, свободный от насилия и домогательств. Это инструмент, который позволит трудящимся более эффективно добиваться равенства возможностей, особенно когда мы говорим о гендерном равенстве в сфере труда. Профилактика, борьба с насилием и домогательствами, помощь пострадавшим — нацелены устранять препятствия для женщин вступать на рынок труда, оставаться в составе рабочей силы, профессионально развиваться».

]]>
ajnurick@gmail.com (Александр Лехтман) Семья и работа Fri, 21 Jun 2019 15:20:19 +0300
Принята Конвенция МОТ об искоренении насилия и домогательств в сфере труда http://trudprava.ru/news/gendernews/2148 http://trudprava.ru/news/gendernews/2148

Сегодня, 21 июня, Международная конференция труда, проводящая свою 108-ю сессию в год 100-летия МОТ, приняла Конвенцию об искоренении насилия и домогательств в сфере труда. Новая международная трудовая норма устанавливает минимальные глобальные нормы по созданию общего климата нулевой терпимости по отношению к проявлениям насилия и домогательств, делая особый акцент на необходимости противодействовать гендерному насилию. Делегация трудящихся Российской Федерации голосовала за принятие Конвенции и рекомендаций по ее реализации.

ilo-e1441370079524Согласно Конвенции, насилие и домогательства в сфере труда это ряд неприемлемых форм поведения и практик или угрозы таковых, — единичные или повторяющиеся, — целью, результатом или возможным следствием которых является причинение физического, психологического, сексуального или экономического вреда. Конвенция определяет пострадавших как всех физических лиц, вовлеченных в сферу труда в государственном или частном секторе, в формальной и неформальной экономике, включая соискателей, стажеров и бывших сотрудников. Согласно документу, сфера труда не ограничивается физическим рабочим местом, а включает такие зоны, связанные с работой, как профессиональное обучение, служебные командировки, исполнение рабочих обязанностей в общественных пространствах, и пр.

В основополагающих принципах Конвенции подход к устранению насилия и домогательств в сфере труда определяется как инклюзивный, комплексный, гендерно-чувствительный и предусматривает набор разнообразных мер — от законодательного запрета до инспекционных проверок. Также Конвенция содержит разделы о мерах по недопущению насилия и домогательств в сфере труда; по обеспечению соблюдения и средствам правовой защиты; по соответствующей подготовке кадров и повышению осведомленности.

Конфедерация труда России, принимавшее активное участие в международной профсоюзной кампании в поддержку Конвенции, горячо приветствует принятие новой Конвенции. Как отметил президент КТР Борис Кравченко: «Конвенция провозглашает право каждой женщины и каждого мужчины на труд, свободный от насилия и домогательств. Это инструмент, который позволит трудящимся более эффективно добиваться равенства возможностей, особенно когда мы говорим о гендерном равенстве в сфере труда. Профилактика, борьба с насилием и домогательствами, помощь пострадавшим — нацелены устранять препятствия для женщин вступать на рынок труда, оставаться в составе рабочей силы, профессионально развиваться».

]]>
ajnurick@gmail.com (Александр Лехтман) Семья и работа Fri, 21 Jun 2019 15:17:43 +0300
Экспертный круглый стол по мониторингу протестов http://trudprava.ru/news/ournews/2147 http://trudprava.ru/news/ournews/2147

Во вторник, 25 июня, в Москве в гостинице «Азимут Смоленская» в рамках международной конференции «Требования Конвенции о труде в морском судоходстве как важнейшая основа для защиты социально-трудовых прав моряков» состоялся экспертный круглый стол «Результаты мониторинга социально-трудовых протестов за первый квартал 2019 года: методология, анализ, представление результатов».

VaRsJ

Круглый стол был организован Центром социально-трудовых прав для обсуждения недавно вышедшего доклада ЦСТП «Как протестуют россияне. Результаты мониторинга протестной активности в первом квартале 2019 года», в котором проанализирована активность жителей регионов России по разным направлениям протестов. Напомним, с этого года ЦСТП запускает расширенный мониторинг протестной активности в социальной и трудовой сфере. Доклады по результатам мониторинга будут публиковаться по итогам каждого квартала, также будет выходить доклад по итогам года.

В обсуждении приняли участие ученые и исследователи из ЦСТП, Академии труда и социальных отношений (АТИСО), Высшей школы экономики (ВШЭ), Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета, Лаборатории публичной социологии (PS Lab), Центра российских, кавказских и центрально-европейских исследований Высшей школы социальных наук (Париж), Экспертного центра Конфедерации труда России, профсоюзные лидеры и активисты.

В целом, эксперты высоко оценили факт возобновления ЦСТП многолетнего мониторинга протестов. Участники круглого стола сосредоточились на обсуждении методологии и методики мониторинга. По методологии анализа было высказано предложение тщательнее проработать определение терминов, отразив в терминологии и понятийном аппарате мониторинга актуальные тенденции протестной активности. Было предложено доработать типологию протеста и протестных акций, включив критерии численности акций и масштабности протеста (наличие протестных кампаний по тем или иным поводам), географическую распределенность и другие критерии.

Относительно методики было предложено обновить медийную базу мониторинга, включив в нее СМИ различного типа и направленности, в том числе альтернативные СМИ и социальные сети. Также было предложено включить в анализ результатов мониторинга сравнительную оценку масштабности протеста по различным поводам и причинам и анализ результатов протестов.

Рекомендации, сделанные экспертами, будут безусловно учтены в ходе дальнейшей реализации проекта.

]]>
ajnurick@gmail.com (Александр Лехтман) Новости ЦСТП Fri, 28 Jun 2019 15:06:55 +0300
ЦСТП запускает мониторинг протестной активности в социальной и трудовой сфере http://trudprava.ru/news/ournews/2146 http://trudprava.ru/news/ournews/2146

Центр социально-трудовых прав (ЦСТП) подготовил доклад "Как протестуют россияне. Результаты мониторинга протестной активности в первом квартале 2019 года", в котором проанализирована активность жителей регионов России по разным направлениям протестов. За рассмотренный период СМИ сообщили о 429 акциях.

doklad 1kv2019Фокус протестной активности смещается на социальные проблемы, акции становятся почти не политизированы и их организацией занимаются активисты, не имеющие профессионального политического опыта. В докладе отмечается большой потенциал у протестов на темы, которые затрагивают уровень жизни и касаются конкретных проблем: рост коммунальных и транспортных тарифов, ухудшение экологии, закрытие и реорганизация школ, больниц, детских садов, срыв государственных социальных программ, сокращение льгот.

В докладе отдельно рассмотрены протесты в трудовой сфере, которые развиваются вокруг конкретных нарушений трудовых прав, в первую очередь невыплаты зарплат. Также указывается, что пенсионная реформа не уходит из протестной активности и это частая тема профсоюзных заявлений и направление работы региональных профсоюзов.

С 2019 года Центр социально-трудовых прав запускает расширенный мониторинг протестной активности в социальной и трудовой сфере. Доклады по результатам мониторинга будут публиковаться по итогам каждого квартала, также будет выходить доклад по итогам года.

Подробности результатов мониторинга читайте в докладе, который находится в приложении в формате PDF.

Центр социально-трудовых прав (ЦСТП)
trudprava.ru
E-mail:  info@trudprava.ru
Телефон: + 7 (495) 650-27-85

Анна Очкина, руководитель группы мониторинга и анализа социально-трудовых протестов ЦСТП
заведующий кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета,
кандидат философских наук, доцент
Телефоны: 8-906-159-88-28, 8 8412 99-80-69 (рабочий),
E-mail:  ochkina@inbox.ru

 

Скачать PDF

Центр социально-трудовых прав (ЦСТП) подготовил доклад "Как протестуют россияне. Результаты мониторинга протестной активности в первом квартале 2019 года", в котором проанализирована активность жителей регионов России по разным направлениям протестов. За рассмотренный период СМИ сообщили о 429 акциях.

newmonФокус протестной активности смещается на социальные проблемы, акции становятся почти не политизированы и их организацией занимаются активисты, не имеющие профессионального политического опыта. В докладе отмечается большой потенциал у протестов на темы, которые затрагивают уровень жизни и касаются конкретных проблем: рост коммунальных и транспортных тарифов, ухудшение экологии, закрытие и реорганизация школ, больниц, детских садов, срыв государственных социальных программ, сокращение льгот.

В докладе отдельно рассмотрены протесты в трудовой сфере, которые развиваются вокруг конкретных нарушений трудовых прав, в первую очередь невыплаты зарплат. Также указывается, что пенсионная реформа не уходит из протестной активности и это частая тема профсоюзных заявлений и направление работы региональных профсоюзов.

С 2019 года Центр социально-трудовых прав запускает расширенный мониторинг протестной активности в социальной и трудовой сфере. Доклады по результатам мониторинга будут публиковаться по итогам каждого квартала, также будет выходить доклад по итогам года.

Подробности результатов мониторинга читайте в докладе, который находится в приложении в формате PDF.

 

Центр социально-трудовых прав (ЦСТП)
trudprava.ru
E-mail:  info@trudprava.ru
Телефон: + 7 (495) 650-27-85

Анна Очкина, руководитель группы мониторинга и анализа социально-трудовых протестов ЦСТП
заведующий кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета,
кандидат философских наук, доцент
Телефоны: 8-906-159-88-28, 8 8412 99-80-69 (рабочий),
E-mail:  ochkina@inbox.ru

]]>
ajnurick@gmail.com (Александр Лехтман) Новости ЦСТП Fri, 21 Jun 2019 14:51:27 +0300
Экспертный круглый стол по мониторингу протестов http://trudprava.ru/expert/article/protestart/2145 http://trudprava.ru/expert/article/protestart/2145

Во вторник, 25 июня, в Москве в гостинице «Азимут Смоленская» в рамках международной конференции «Требования Конвенции о труде в морском судоходстве как важнейшая основа для защиты социально-трудовых прав моряков» состоялся экспертный круглый стол «Результаты мониторинга социально-трудовых протестов за первый квартал 2019 года: методология, анализ, представление результатов».

VaRsJ

Круглый стол был организован Центром социально-трудовых прав для обсуждения недавно вышедшего доклада ЦСТП «Как протестуют россияне. Результаты мониторинга протестной активности в первом квартале 2019 года», в котором проанализирована активность жителей регионов России по разным направлениям протестов. Напомним, с этого года ЦСТП запускает расширенный мониторинг протестной активности в социальной и трудовой сфере. Доклады по результатам мониторинга будут публиковаться по итогам каждого квартала, также будет выходить доклад по итогам года.

В обсуждении приняли участие ученые и исследователи из ЦСТП, Академии труда и социальных отношений (АТИСО), Высшей школы экономики (ВШЭ), Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета, Лаборатории публичной социологии (PS Lab), Центра российских, кавказских и центрально-европейских исследований Высшей школы социальных наук (Париж), Экспертного центра Конфедерации труда России, профсоюзные лидеры и активисты.

В целом, эксперты высоко оценили факт возобновления ЦСТП многолетнего мониторинга протестов. Участники круглого стола сосредоточились на обсуждении методологии и методики мониторинга. По методологии анализа было высказано предложение тщательнее проработать определение терминов, отразив в терминологии и понятийном аппарате мониторинга актуальные тенденции протестной активности. Было предложено доработать типологию протеста и протестных акций, включив критерии численности акций и масштабности протеста (наличие протестных кампаний по тем или иным поводам), географическую распределенность и другие критерии.

Относительно методики было предложено обновить медийную базу мониторинга, включив в нее СМИ различного типа и направленности, в том числе альтернативные СМИ и социальные сети. Также было предложено включить в анализ результатов мониторинга сравнительную оценку масштабности протеста по различным поводам и причинам и анализ результатов протестов.

Рекомендации, сделанные экспертами, будут безусловно учтены в ходе дальнейшей реализации проекта.

]]>
ajnurick@gmail.com (Александр Лехтман) Трудовые протесты Fri, 28 Jun 2019 10:39:12 +0300