Новости: Профсоюзы

11/10/2021

О значении коллективных договоров в школах

Категория: Профсоюзы

Юрий Варламов, председатель профсоюза «Учитель», эксперт по трудовым правам АНО «Центр социально-трудовых прав» рассказал о значении коллективного договора в школе и о том, чего при его помощи может добиться коллектив

– Коллективный договор по праву можно считать самым главным документом образовательного учреждения, ибо он касается трудовых отношений между коллективом и работодателем. Руководителю и работникам предоставляется значительная свобода в устройстве внутренней жизни школы, так как многие вопросы организации образовательной среды оставлены в законодательстве на внутреннее усмотрение школы. Коллективный договор заключается по итогам переговоров между администрацией и работниками, в ходе которых представители коллектива должны добиваться как можно больших прав и гарантий для трудящихся.

– Почему не существует единого коллективного договора для всех школ?

– В ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» сказано, что «образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов». Именно поэтому работники сами регулируют все вопросы, касающиеся их социально-трудовых прав и гарантий, о чем говорится в ст. 41 ТК РФ. Образцовые коллективные договоры вряд ли имели бы смысл, так как каждая организация имеет свою специфику и собственные потребности.

– Есть ли какие-либо нормативно-правовые документы разных уровней (муниципального, регионального, федерального), которые ограничивают нормы коллективного договора?

– Коллективный договор не может ухудшать условия труда работников, установленные в вышестоящих нормативных актах (муниципальные, региональные и федеральные приказы и постановления, а также законы). Однако это не мешает без каких-либо ограничений улучшать условия труда, регулировать вопросы, которые в законодательной базе не урегулированы. Следует отметить, что коллективный договор не должен в обязательном порядке соответствовать многочисленным рекомендациям любых органов власти, а также каким-либо внутришкольным документам, за исключением устава.

– В чем суть существующей сегодня оплаты труда в образовательных учреждениях и как она может зависеть от коллективного договора?

– Заработная плата педагогов, как следует из Трудового кодекса РФ, состоит из трех частей: оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. В ходе переговоров стороны могут договариваться о размерах окладов, составе и размере компенсаций и «стимулов». Пользуясь большой свободой при определении состава и размера таких выплат, коллектив каждой школы может установить себе ту или иную систему регулирования оплаты труда. И действующее законодательство оставляет полную свободу в этом для школьных коллективов.