Новости Центра социально-трудовых прав

21/11/2021

Принят закон об электронном документообороте в сфере трудовых отношений

Категория: Новости ЦСТП

Закон, принятый в третьем чтении Государственной Думой, дополняет Трудовой кодекс Российской Федерации статьей 22.1 «Электронный документооборот в сфере трудовых отношений». Он закрепляет возможность и механизмы ведения и использования документов, связанных с работой, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе для создания больших возможностей для удаленного трудоустройства. Так, соискатель сможет подобрать себе работодателя из другого региона, дистанционно пройти собеседование и заключить трудовой договор.

Кроме того, работники смогут без посещения кадровой службы подписывать документы, поданные ими или предназначенные для них, электронной подписью и иметь быстрый доступ к необходимой документации. Предполагается, что электронный документооборот будет осуществляться через единую цифровую платформу «Работа в России», включая взаимодействие через Портал госуслуг. При подписании электронных документов планируется использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.

«Принятие законопроекта позволит им оперативно получить государственные, муниципальные, банковские и иные услуги, где требуется предоставление данных от работодателя, — необходимые сведения можно будет запросить через информационную систему», — говорится в пояснительной записке. О переходе на электронный кадровый документооборот работодатель должен будет уведомить сотрудников, которые, в свою очередь, вправе отказаться от ведения их кадровых документов в электронном виде. Кроме того, коллективным договором может быть предусмотрено распространение работодателем электронного документооборота на всех работников, если более 50% работников дали согласие на переход к этой системе.

Также уточняется, что новые нормы применяются к документам, в отношении которых трудовым законодательством РФ предусмотрено их оформление на бумажном носителе или ознакомление с ними работника в письменной форме. Кроме того, электронный документооборот может вестись не только на платформе «Работа в России» и через Портал госуслуг, но и через информационную систему работодателя, соответствующую требованиям Трудового кодекса РФ.

«Предоставление законодателем возможности работникам и работодателям взаимодействовать с помощью электронных документов достаточно актуально, поскольку на практике такой порядок взаимодействия применяется все чаще, но при этом во многих случаях формально противоречит трудовому законодательству, — считает эксперт Центра социально-трудовых прав Юрий Стародумов. — Зачастую работнику, даже если он не работает дистанционно, гораздо проще подать работодателю необходимые документы в электронном виде».

«Так, работники уже сейчас нередко отправляют сканы тех или иных документов, к примеру, заявления на увольнение, заявления на отпуск, объяснительных записок и прочие документы по электронной почте, но работодатели формально не могут принимать эти документы во внимание, если речь не идет о дистанционных работниках, с которыми такой порядок взаимодействия должен быть оговорен отдельно. Работодателям тоже во многих случаях было бы удобнее направлять кадровые документы работникам в электронном виде, особенно в ситуациях, когда эти документы принимаются в центральном офисе, который может быть сильно удален от места фактического исполнения работником своих трудовых обязанностей», — указывает эксперт.

«Вызывает опасения лишь возможность фальсификации недобросовестными работодателями сведений, содержащихся в их внутренних электронных системах, с учетом того, что законопроектом предусмотрена возможность использования работодателем своих информационных систем, не связанных с государственными порталами, в которых, в некоторых случаях, работниками для подписания документов могут использоваться простые электронные подписи, не имеющие высокой степени защиты», — отмечает Юрий Стародумов.

Эксперт указывает в связи с этим: «Представляется, что наилучшим вариантом было бы установление правил о том, что все внутренние системы работодателя должны быть связаны в плане фиксации информации с государственными порталами, либо к системам работодателя должны применяться требования, исключающие возможность фальсификации информации в них и подделки подписей работников под кадровыми документами».