Новости: Неустойчивая занятость

27/04/2020

ЦСТП: Необходимо принять меры поддержки некоммерческих организаций

В Центре социально-трудовых прав (ЦСТП) считают необходимыми меры поддержки НКО, сформированные по итогам состоявшейся 21 апреля онлайн-встречи представителей некоммерческого сектора с Дмитрием Медведевым. Как сообщает сайт АСИ, письмо с мерами поддержки направлено господином Медведевым главе Правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину.

NKOВ письме учтены экспертные мнения влиятельных российских НКО: Агентства социальной информации (АСИ), Ассоциации «Все вместе», Центра лечебной педагогики, Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, фонда «Подари жизнь», добровольческих движений «Волонтерская рота» и «Волонтеры Победы» и некоммерческих образовательных учреждений.

«Коронавирусные» меры
— принимать к возмещению уже произведенные организацией затраты, связанные с реализацией проектов или оказанием услуг, а также затраты НКО, которые продолжают работу в очном режиме, на обеспечение средствами индивидуальной защиты и дезинфекции;
— НКО, которые реализуют проекты и оказывают услуги в дистанционном формате на средства государственных субсидий, могут получить возможность изменять направления грантовых затрат без изменения предмета соглашения о предоставлении субсидии (если соответствующие направления установлены правовым актом, определяющим порядок предоставления субсидии и порядок расчета в связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией);
— обеспечить разъяснение о возможности и порядке осуществления НКО в период пандемии социально значимой деятельности, не соотносящейся с предметом и целями деятельности, которые определены в их уставах, но являющейся сейчас востребованной у потребителей социально уязвимых категорий;
— установить в отношении социальных проектов возможность продления срока реализации проекта (в том числе на следующий финансовый год при переносе неиспользованного остатка субсидии в полном объеме). В отношении услуг предлагается использовать подход, который действует в отношении государственного задания на оказание государственных услуг и позволяет в 2020 году сохранить субсидии при снижении показателей объема.

Сотрудники, зарплата и собрания
— расширить перечень видов деятельности социально ориентированных НКО, указанных в ст. 427 Налогового кодекса РФ, чтобы пониженные тарифы страховых взносов до 20% могло получить больше организаций;
— предоставить гранты (по заявительному принципу) из федерального бюджета на конкурсной основе на сохранение команд (ключевых работников) и возмещение неотложных расходов, необходимых для продолжения деятельности;
— предоставить НКО прямую безвозмездную финансовую помощь. Объем помощи рассчитывается исходя из общей численности работников по состоянию на 1 апреля 2020 года и размера МРОТ. Полученные деньги НКО смогут направить на решение текущих неотложных задач, в том числе на выплату зарплат и на сохранение уровня оплаты труда сотрудников;
— учитывая ожидаемое снижение уровня занятости, рекомендовать органам государственной власти, реализующим полномочия в сфере занятости, организовывать оплачиваемые общественные работы в НКО, осуществляющих работу с наиболее уязвимыми в условиях пандемии слоями населения;
— предоставить возможность проведения обязательных очных собраний НКО в режиме онлайн.

Налоги, штрафы и аренда
— предусмотреть в общих требованиях (постановление правительства от 7 мая 2017 г. № 541) к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий НКО, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, возможность исключения условия об отсутствии у НКО задолженности по налогам и иным обязательным платежам на 2020 год;
— предоставить НКО отсрочку по уплате всех видов налогов за исключением НДС (налоговых каникул), страховых взносов и временное снижение размера страховых взносов в таком же порядке и в размере, которые предусмотрены при снижении размера страховых взносов применительно к деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
— ускорить принятие подзаконных актов, необходимых для введения моратория на взимание пеней, штрафов за просрочку платежей по уплате ЖКУ, а также на блокировку расчетных счетов организации;
— ограничить максимальное значение эквайринговых комиссий для благотворительных фондов в отношении онлайн-пожертвований на уровне не более 1% и установить их на период с 30 апреля по 31 декабря 2020 года;
— ввести мораторий на взимание арендной платы за пользование государственным или муниципальным имуществом по ранее заключенным договорам.

Проверки и отчетность
— ввести мораторий на все виды проверок (за исключением вопросов, несущих риски для жизни и здоровья граждан) для всех НКО вне зависимости от численности работников за 2019 год;
— упростить процедуры отчетности в органы Минюста России. Перенести срок предоставления НКО отчетности в государственные внебюджетные фонды, Росстат, налоговые органы. Предоставить возможность отправлять отчетность через электронные сервисы без представления пакета документов на бумажных носителях (в том числе для организаций, не имеющих электронной цифровой подписи в период пандемии и ограничительных мер);
— скорректировать требования к отчетности СО НКО по исполнению договоров (соглашений) о предоставлении в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ за счет средств бюджетов бюджетной системы субсидий, в том числе грантов в форме субсидий;
— предоставить отсрочку по проведению обязательного аудита в соответствии с требованиями, установленными в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Кредиты
— рассмотреть возможность предоставления НКО, осуществляющим деятельность во всех организационно-правовых формах, права получения банковских кредитов, в том числе беспроцентных кредитов или субсидий на выплату заработной платы;
— ввести льготное обслуживание счетов НКО, открытых в кредитных организациях с государственным участием.

Для НКО — поставщиков социальных услуг
Медведев предложил «обеспечить издание разъяснения относительно порядка оказания срочных социальных услуг негосударственными поставщиками социальных услуг», а при необходимости:
— внести изменения в перечень и стандарты срочных социальных услуг с учетом потребностей граждан и возможностей СО НКО, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания на территории соответствующего субъекта РФ;
— пересмотреть размер и порядок выплаты компенсации негосударственным поставщикам социальных услуг за оказание срочных социальных услуг с целью обеспечения экономической рентабельности деятельности поставщиков социальных услуг;
— включить (временно включить) в реестр поставщиков социальных услуг в упрощенном порядке те СО НКО, которые имеют успешный опыт оказания помощи социально незащищенным категориям граждан;
— обеспечить возможность оказания гражданам срочных социальных услуг на условиях, установленных в ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», — то есть с компенсацией затрат на оказание услуг поставщикам, которые входят в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвуют в выполнении государственного задания;
— привлечь действующие в соответствующем субъекте РФ ресурсные центры по поддержке СО НКО к методическому сопровождению оказания срочных социальных услуг населению.

Налоговое стимулирование бизнеса к участию в благотворительности
— возможность учета при налогообложении прибыли коммерческой организации расходов, связанных с жертвованием в пользу НКО (сейчас такие расходы возможны только за счет чистой прибыли);
— отнесение расходов компании на благотворительность к расходам на рекламу, то есть на «прочие расходы» (но не более 1% от выручки), не приравнивание их к благотворительному пожертвованию в случае, если компания предоставляет безвозмездную поддержку благотворительному проекту без наложения каких-либо обязательств на НКО;
— возможность применения пониженной ставки налога на прибыль в cлyчае, если благотворительная деятельность компании не превышает установленной величины в процентном отношении от прибыли (практика может иметь пропорциональный характер: чем больше процент от прибыли организация тратит на благотворительность, тем меньше ставка налога на прибыль).

По материалам Агентства социальной информации