Warning: file_put_contents(/var/www/trudprava.ru/plugins/system/yt/includes/libs/minify/config.php) [function.file-put-contents]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/trudprava.ru/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 418
Минимальный размер оплаты труда как инструмент восстановления экономики России

Статьи: Разное

21/08/2012

Минимальный размер оплаты труда как инструмент восстановления экономики России

Категория: Разное

Анна Большева, эксперт по международным стандартам в трудовых отношениях, взаимоотношениях профсоюзов с многонациональными предприятиями, магистр Глобального Университета Труда

 

Краткое содержание

Политика в области заработной платы влияет на процесс восстановления экономики после кризиса. Установление достойного уровня минимальной заработной платы является эффективным инструментом в борьбе с бедностью, ведет к сокращению неравенства в оплате труда, увеличению совокупного спроса. В России минимальный размер оплаты труда не выполняет этих функций и не гарантирует достойные условия жизни низкооплачиваемой категории работников. В связи с этим необходимо пересмотреть подход к определению размера минимальной оплаты труда в Российской Федерации, основываясь на международных стандартах и рекомендациях экспертов.

Заработная плата в мире

Второй доклад МОТ «Заработная плата в мире 2010&x5c;2011» (Доклад МОТ) посвящен глобальным и региональным изменениям политики в области заработной платы в мире в период  экономического кризиса. Опираясь на данные официальной статистики из 115 стран, авторы доклада показывают, что рост реальной заработной сократился более чем вдвое в кризисные годы. Доклад уделяет особое внимание росту неравенства в оплате труда по всему миру. Так, количество работников, получающих низкую заработную плату, возросло в кризисные годы, а во многих странах работники оказались в ловушке низкооплачиваемой занятости на неопределенное время.

Ситуация в России отражает общую тенденцию. В 2009 году уровень безработицы существенно вырос, а доходы населения сократились. В 2010 и в 2011 годах ситуация несколько улучшилась, однако наиболее важные социально экономические показатели не достигли до кризисного периода.

Доклад МОТ особенно подчеркивает важность политики в области заработной платы в процессе восстановления экономики после кризиса. В частности обсуждается, что подъем экономики возможен, когда основой экономического роста является увеличение потребления домашних хозяйств, которое в большей части базируется на трудовом доходе. В докладе приведены примеры стран, которые через систему коллективных переговоров и установление достойного уровня минимальной заработной платы смогли добиться сокращения неравенства в оплате труда, увеличения совокупного спроса.

Таким образом, важно понимать, какую функцию выполняет минимальная заработная плата в России и насколько эффективен этот инструмент в борьбе с бедностью и в установлении достойных условий жизни для  низкооплачиваемой категории работников.

 

Минимальный размер оплаты труда в России

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на федеральном уровне существенно ниже средней начисленной заработной платы и даже не соответствует величине прожиточного минимума. Так, МРОТ в России установлен в размере 4611 рублей, прожиточный минимум трудоспособного населения в 2011 году составлял 6878 рублей, а средняя начисленная заработная плата 22717 рублей. В ч.1 ст.133 Трудового Кодекса РФ содержится норма о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Однако ст. 421 ТК РФ говорит о том, что эта норма вводиться в действие отдельным федеральным законом, который до сих пор не принят. Таким образом, непонятно какой критерий лежит в основе установления МРОТ на уровне 4611 рублей.

Важно подчеркнуть, что такой размер МРОТ является недопустимо низким и его влияние на улучшение основных социально-экономических показателей представляется сомнительным. Так, последнее существенное повышение МРОТ не оказало значимого влияния на снижение уровня бедности: в 2009 году федеральный МРОТ был увеличен более чем на 100%, а уровень бедности сократился на 0.6%. Вместе с тем прожиточный минимум, который определен в качестве «целевого» критерия МРОТ, находиться на очень низком уровне и не способствует сохранению здоровья человека и обеспечению его жизнедеятельности.

На региональном уровне предусмотрена возможность устанавливать региональный МРОТ в региональных соглашениях.  Однако, поскольку процедура установления регионального МРОТ не является обязательным требованием закона, лишь в 27 субъектах РФ заключены региональные соглашения. При этом соотношение МРОТ, прожиточного минимума и средней заработной платы существенно различается в зависимости от региона. В связи с этим, сложно говорить об общем критерии установления регионального МРОТ. В 56 субъектах Российской Федерации действует федеральный МРОТ.

На федеральном уровне МРОТ является предметом консультаций между правительством, профсоюзами и работодателями в рамках Российской Трехсторонней Комиссии (РТК). В Генеральном Соглашении на 2011-2013 годы зафиксирована договоренность «провести консультации о механизме обеспечения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации». Конкретный размер минимальной оплаты труда фиксируется в федеральном законе.

В начале 2012 года принятие закона о поэтапном повышении МРОТ было отложено на неопределенный период. Этот вопрос обсуждался в рамках РТК, где работодатели и правительство выступали против принятия данного законопроекта, и даже среди профсоюзов не было единодушия по поводу ситуации вокруг повышения МРОТ. Однако уже в апреле 2012 года в одностороннем порядке правительство заявило о необходимости  уравнять МРОТ с прожиточным минимумом, а также совершенствовать механизмы определения прожиточного минимума и МРОТ. Справедливо заметить, что за последние 10 лет это далеко не первое заявление правительства о необходимости увеличить МРОТ.

Отдельно необходимо отметить влияние МРОТ на оплату труда бюджетников. С каждым повышением МРОТ заработные платы работников бюджетной сферы увеличиваются пропорционально. Такая ситуация позволяет правительству говорить о дефиците федеральных и региональных бюджетов и тормозить повышение МРОТ. Также правительство использует аргумент о дефиците бюджетов, когда речь идет об исключении из состава МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат. 

В целом, можно сделать вывод о том, что минимальный размер оплаты труда в России не выполняет своей основной функции, а именно, не гарантирует достойный уровень жизни низкооплачиваемой категории работников. Такая ситуация противоречит международным обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ратифицированного Россией, работники имеют право на заработную плату, обеспечивающую «достойное существование для них самих и их семей». МРОТ в России не дотягивает до нищенского прожиточного минимума и в 5 раз ниже средней заработной платы. В свою очередь европейские стандарты признают заработок, который составляет не менее 60% от средней заработной платы по стране в качестве минимальной заработной платой, обеспечивающей достойный уровень жизни работников.

Что касается системы определения достойного уровня заработной платы, то МОТ призывает к созданию таких систем, которые включают на равной основе представителей всех сторон социального партнерства, а также независимых экспертов, обладающих признанной компетенцией для представления общих интересов страны. Консультации по уровню МРОТ в рамках РТК не могут рассматриваться в качестве приемлемого механизма установления минимальной оплаты труда, учитывающего интересы всех сторон социального партнерства.

 

Выводы, рекомендации

Для того, чтобы повысить эффективность функционального значения МРОТ в России, принимая во внимание международные стандарты и мнения экспертного сообщества, можно предложить следующие рекомендации.  Во-первых, минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне должен стать предметом реальных переговоров между сторонами социального партнерства, а не консультаций в рамках РТК. Во- вторых, существующий критерий МРОТ – прожиточный минимум, целесообразно пересмотреть. Наиболее подходящим критерием для установления МРОТ может служить процент от средней начисленной заработной платы. Так, исходя из данных доклада МОТ о заработной плате в мире, международных стандартов и мнений экспертов, можно рекомендовать установить МРОТ в размере 40-60% от средней начисленной заработной платы как на федеральном, так и на региональных уровнях. Это позволит уйти от бесконечных обсуждений размера потребительской корзины, потребительского бюджета или любого другого показателя, который предполагает определение перечня необходимых товаров и услуг. Кроме того, такой критерий позволит существенно повысить заработную плату низкооплачиваемой категории работников, доходы малообеспеченных семей, сократить бедность и социальное неравенство.

Учитывая процент инфляции в России, размер МРОТ должен быть скорректирован на величину прогнозируемой инфляции в будущем году. Таким образом, повышение МРОТ должно происходить ежегодно. Вместе с изменением критерия и механизма повышения МРОТ необходимо пересмотреть системы оплаты труда работников бюджетной сферы таким образом, чтобы повышение МРОТ не было заблокировано возможностями бюджетов.

Изменение подхода к определению минимального размера оплаты труда будет способствовать восстановлению экономики после кризиса; позволит существенно сократить существующий разрыв доходов между богатыми и бедными гражданами, увеличит потребление домашних хозяйств и совокупный спрос.

Быстрый переход по тегам

А
Авторский договор Альтернативный расчет пенсии Апелляция Ассоциация Юристы за трудовые права Аутсорсинг Аутстаффинг
Б
Безопасность на работе Безработный Биржа труда Больничный Больничный по уходу за ребенком Бонусы и премии
В
Ветераны Взыскание морального вреда Восстановление на работе Все о пенсиях Выдача "больничных" Выплата пенсии правопреемникам
Г
Гарантии беременным женщинам Гендерное равенство Годовые отчеты Государственный инспектор по труду Гражданский договор
Д
Денежные выплаты при профзаболевании Деньги вместо отпуска Дискриминация Дистанционный труд Дисциплинарные взыскания Должностные инструкции Доплата "за вредность" Дополнительный отпуск Дубликат трудовой книжки
Е
ЕСПЧ Европейский суд
З
Забастовки Задержка зарплаты Заемный труд Зарплата "в конверте" Зарплата в у.е. Застрахованные лица Защита трудовых прав
И
Издания Центра социально-трудовых прав Изменение должностных обязанностей Индексация пенсий Иностранный работник Иностранный работодатель Инспекция по труду Инструктаж по охране труда Интернет-консультация по трудовым правам Исковое заявление Испытательный срок
К
Как повысить заплату Кассационная жалоба Коллективные трудовые споры Коллективный договор Командировки Комитет по свободе объединения Компенсации Конвертация пенсионных прав Кондиционер на рабочем месте Консультация юриста по трудовым правам Кризисные увольнения
Л
Лица с семейными обязанностями
М
МОТ Материальная ответственность работника Международная организация труда Международное право Международные нормы Меня уволили Мероприятия Механизмы защиты от задержки зарплаты Мигранты Моральный вред
Н
Незаконное увольнение Неполное рабочее время Нестандартная занятость Несчастный случай на производстве Неустойчивая занятость
О
Образцы заявлений в суд Оплата "больничного" Оплата праздников и выходных Оплата сверхурочных Органайзинг Отпуск Отпуск за свой счет Отпуск по беременности и родам Отпуск по уходу за ребенком Охрана труда
П
Пенсии Пенсионный капитал Пенсия по старости Перевод Переработка Перерасчет зарплаты Перерасчет пенсии Подсчет трудового стажа Подтверждение трудового стажа Пособие на детей Пособие по безработице Пособия Пособия матерям Права женщин Права застрахованного лица Права профсоюза Права человека Правила отдыха Праздники Профсоюзы
Р
Работа в ночное время Работа в праздники и выходные Работа в районах Крайнего Севера Рабочий день Разрешение трудовых споров в суде Расчет выплат по "больничному" Расчет пенсии Регистрация профсоюза Рейтинговая оценка трудовых отношений
С
Свобода объединения Сексуальные домогательства Семья и работа Серая зарплата Слежка за сотрудниками Служба занятости Совместительство Совмещение работы и учебы Сокращение штата Социальная пенсия Социальное обеспечение Социальное страхование Страховой случай Страховые выплаты Судебный прецедент Суд первой инстанции
Т
Творческий стаж Трудовая книжка Трудовое право Трудовой договор Трудовой кодекс Трудовой отпуск Трудовой спор Трудовой стаж Трудовые гарантии Трудовые конфликты Трудовые мигранты Трудовые права беременных Трудовые протесты Трудовые споры Трудоустройство
У
Увольнение Увольнение по собственному желанию Увольнение по соглашению сторон Увольнение по статье Удержания из заработной платы Устав профсоюза Учет рабочего времени
Х
Хамство на работе
Ц
Центр социальнотрудовых прав
Ч
Черная зарплата
Ш
Штрафы на работе
Э
Экономическая экспертиза
п
права беременных