Статьи

21/11/2012

Профсоюзы - не иностранный агент. Заключение ЦСТП по поводу вступления в силу закона №121-ФЗ - "Закона об иностранных агентах"

Категория: Статьи

21 ноября 2012 года вступает в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» №121-ФЗ. В связи с его принятием 20.07.2012 возникла дискуссия о его применении в отношении профессиональных союзов.

Центром социально-трудовых прав подготовлено заключение по этому вопросу. По мнению ЦСТП, профсоюзы не могут быть признаны исполняющими функции иностранного агента.
 

Заключение по вопросу о применении норм Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» №121-ФЗ  в отношении профессиональных союзов.

Федеральным законом от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (далее – ФЗ №121) введено понятие «Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента». В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ №121 выполняющими функции иностранных агентов признаются российские некоммерческие организации, отвечающие двум критериям:

- Получение денежных средств или иного имущества из иностранных источников;

- Участие в политической деятельности  

Для таких организаций устанавливается ряд дополнительных обязанностей:

  • Внесение сведений об организации в специальный реестр
  • Ведение раздельного бухгалтерского учета денежных средств и другого имущества, полученного из российских и иностранных источников
  • Предоставление ежеквартального отчета о целях расходования денежных средств и другого имущества
  • Предоставление отчета о деятельности и составе руководящих органов раз в полгода
  • Ежегодное прохождение аудита
  • Обязанность при издании или ином распространении материалов организации указывать, что материалы изданы и (или) распространены организацией, выполняющей функции иностранного агента.

 

Кроме того, Закон предоставляет государству право вмешиваться во внутренние дела некоммерческих организаций и даже приостанавливать их деятельность.

ФЗ №121 некоторые виды организаций исключены из сферы действия норм о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента:

  1. Религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке;
  2. Государственные корпорации, государственные компании, а также созданные ими некоммерческие организации;
  3. Государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения;
  4. Объединения работодателей и торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Профессиональные союзы в список прямо установленных законом исключений не вошли, однако представляется, что действие норм о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, на них также не распространяется.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 20.07.2012 №121-ФЗ, вносятся в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и в Федеральный закон «Об общественных объединениях», которые содержат нормы, являющиеся общими в отношении норм Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» №10-ФЗ (далее также – ФЗ «О профсоюзах», ФЗ №10). ФЗ «О профсоюзах» призван специально регулировать правоотношения, связанные с функционированием профессионального союза, и его нормы имеют приоритетное действие.

В ФЗ «О профсоюзах» изначально была предусмотрена возможность для иностранных граждан состоять в профессиональных союзах (ст.2 ФЗ №10), а следовательно и уплачивать членские взносы (что является одним из важнейших аспектов функционирования профсоюза в силу, например, ч.2 ст.7 ФЗ №10).

В ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» также закреплен ряд гарантий деятельности профсоюзов. Например, в соответствии  со ст.5 ФЗ №10 профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается (ч.2 ст.24 ФЗ №10).

С учетом того, что приоритет в регулировании следует отдать специальному акту (ФЗ «О профсоюзах»), вызывает сомнение возможность применения по отношению к профессиональным союзам норм, введенных ФЗ №121, во всяком случае, в той части, в какой ими предусмотрена необходимость предоставлять органами исполнительной власти финансовую (бухгалтерскую) отчетность, аудиторские заключения и пр.  

Аналогичным образом можно прийти к выводу и об отсутствии у профсоюза обязанности проходить дополнительную регистрацию, так как этот вопрос прямо урегулирован ст.8 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», более того, в данной статье прямо закреплено положение о том, что регистрация – право, но не обязанность профессионального союза.

Неизменность принципа независимости профсоюзов подтверждается государством в лице Правительства РФ в рамках механизмов социального партнерства. Так, в силу п.7.7 Генерального соглашения на 2011 – 2013 г.г. стороны гарантируют соблюдение законодательных и общепризнанных международных норм и правил о невмешательстве со стороны друг друга в деятельность объединений профсоюзов и объединений работодателей, не препятствуют созданию и функционированию организаций профсоюзов и работодателей, содействуют обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации перечисления профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы.

Из норм ст.ст. 11, 22 ФЗ №10 следует, что профсоюз является организацией, осуществляющей деятельность в области социальной поддержки и защиты граждан. Согласно ФЗ №121 это исключает возможность применения его норм к профсоюзам. Невозможно и приостановление деятельности профсоюза должностными лицами органов исполнительной власти, так как об этом прямо указано в ст. 10 ФЗ «О профсоюзах».

Согласно п.2 ч.1 ст.2 ФЗ № 121, некоммерческими организациями, участвующими в политической деятельности, помимо политических партий, признаются те некоммерческие организации, которые независимо от целей и задач, указанных в их учредительных документах, участвуют (в том числе путем финансирования) «в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».

В действующем законодательстве определение понятия «государственная политика» отсутствует, однако направления, цели и принципы государственной политики закреплены во многих актах. Так, в соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ №909 от 15.06.1996, государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следует учитывать, что нормы международных актов имеют существенное влияние на государственную политику России. В частности, являясь членом Международной Организации Труда, Российская Федерация признает необходимость улучшения условий труда работников (например, путем регламентации рабочего  времени, включая установление максимального рабочего дня и рабочей недели; регламентации набора рабочей силы; борьбы с безработицей; гарантии заработной  платы, обеспечивающей  удовлетворительные  условия жизни; признания принципа равной заработной платы за равный  труд; признания принципа профсоюзной свободы; организации профессионального и технического обучения и других мероприятий), провозглашенную в преамбуле к Уставу Международной Организации Труда.

Федеральные законы в свою очередь не только отражают государственную политику, но одновременно являются средством, с помощью которого она реализуется. Действующий ФЗ «О профсоюзах», закрепляя правовой статус профсоюзных организаций, предоставляет им ряд прав, призванных способствовать проведению в жизнь государственной политики в сфере защиты интересов работников. Реализация этих прав определяет следующие направления деятельности профсоюзных организаций:

  • Представление и защита прав и интересов работников по вопросам как индивидуальных, так и коллективных трудовых и связанных с трудом отношений;
  • Участие в разработке государственных программ занятости, мер по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, и осуществление профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости;
  • Участие в коллективных переговорах, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников;
  • Участие в урегулировании трудовых споров, в том числе путем организации и проведения забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий;
  • Участие в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности;
  • Участие в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.

Таким образом, профсоюзы не осуществляют свою деятельность в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики. Профсоюзы, напротив, реализуют и развивают государственную политику в области защиты прав трудящихся, достойной оплаты труда, соблюдения конституционных прав граждан на объединение в профсоюзы, участие в коллективных трудовых спорах, забастовку и т. п.

Деятельность по защите прав и интересов работников не является политической, в том числе в контексте ФЗ №121, и потому применение к профсоюзным организациям правовых норм о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, исключено.

Из изложенного следует, что отсутствие указания на профессиональные союзы в Законе об иностранных агентах - это «квалифицированное молчание» законодателя, обусловленное тем, что правоотношения по регистрации, функционированию, контролю над профсоюзами уже урегулированы специальным актом и не требуют дополнительного регулирования (в том числе установления исключений в ФЗ №121). 

Быстрый переход по тегам

А
Авторский договор Альтернативный расчет пенсии Апелляция Ассоциация Юристы за трудовые права Аутсорсинг Аутстаффинг
Б
Безопасность на работе Безработный Биржа труда Больничный Больничный по уходу за ребенком Бонусы и премии
В
Ветераны Взыскание морального вреда Восстановление на работе Все о пенсиях Выдача "больничных" Выплата пенсии правопреемникам
Г
Гарантии беременным женщинам Гендерное равенство Годовые отчеты Государственный инспектор по труду Гражданский договор
Д
Денежные выплаты при профзаболевании Деньги вместо отпуска Детский труд Дискриминация Дистанционный труд Дисциплинарные взыскания Должностные инструкции Домогательства Доплата "за вредность" Дополнительный отпуск Дубликат трудовой книжки
Е
ЕСПЧ Европейский суд
З
Забастовки Задержка зарплаты Заемный труд Зарплата "в конверте" Зарплата в у.е. Застрахованные лица Защита трудовых прав
И
Издания Центра социально-трудовых прав Изменение должностных обязанностей Индексация пенсий Иностранный работник Иностранный работодатель Инспекция по труду Инструктаж по охране труда Интернет-консультация по трудовым правам Исковое заявление Испытательный срок
К
Как повысить заплату Кассационная жалоба Коллективные трудовые споры Коллективный договор Командировки Комитет по свободе объединения Компенсации Конвертация пенсионных прав Кондиционер на рабочем месте Консультация юриста по трудовым правам Кризисные увольнения
Л
Лица с семейными обязанностями
М
МОТ Материальная ответственность работника Международная организация труда Международное право Международные нормы Меня уволили Мероприятия Механизмы защиты от задержки зарплаты Мигранты Мониторинг Моральный вред
Н
Незаконное увольнение Неполное рабочее время Нестандартная занятость Несчастный случай на производстве Неустойчивая занятость
О
Образцы заявлений в суд Оплата "больничного" Оплата праздников и выходных Оплата сверхурочных Органайзинг Отпуск Отпуск за свой счет Отпуск по беременности и родам Отпуск по уходу за ребенком Охрана труда
П
Пенсии Пенсионный капитал Пенсия по старости Перевод Переработка Перерасчет зарплаты Перерасчет пенсии Подсчет трудового стажа Подтверждение трудового стажа Пособие на детей Пособие по безработице Пособия Пособия матерям Права женщин Права застрахованного лица Права профсоюза Права человека Правила отдыха Праздники Профсоюзы
Р
Работа в ночное время Работа в праздники и выходные Работа в районах Крайнего Севера Рабочий день Разрешение трудовых споров в суде Расчет выплат по "больничному" Расчет пенсии Регистрация профсоюза Рейтинговая оценка трудовых отношений
С
Свобода объединения Сексуальные домогательства Семья и работа Серая зарплата Слежка за сотрудниками Служба занятости Совместительство Совмещение работы и учебы Сокращение штата Социальная пенсия Социальное обеспечение Социальное страхование Страховой случай Страховые выплаты Судебный прецедент Суд первой инстанции
Т
Творческий стаж Трудовая книжка Трудовое право Трудовой договор Трудовой кодекс Трудовой отпуск Трудовой спор Трудовой стаж Трудовые гарантии Трудовые конфликты Трудовые мигранты Трудовые права беременных Трудовые протесты Трудовые споры Трудоустройство
У
Увольнение Увольнение по собственному желанию Увольнение по соглашению сторон Увольнение по статье Удержания из заработной платы Устав профсоюза Учет рабочего времени
Х
Хамство на работе Харассмент
Ц
Центр социальнотрудовых прав
Ч
Черная зарплата
Ш
Штрафы на работе
Э
Экономическая экспертиза
и
изменение условий трудового договора
н
налоги
п
права беременных