Warning: file_put_contents(/var/www/trudprava.ru/plugins/system/yt/includes/libs/minify/config.php) [function.file-put-contents]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/trudprava.ru/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 418
Основные результаты деятельности «Горячего телефона» за июль – октябрь 2009 года

Аналитика: Разное

15/11/2009

Основные результаты деятельности «Горячего телефона» за июль – октябрь 2009 года

Категория: Разное

С июля 2009 г. ЦСТП, совместно с региональными партнерами (Калининград, Новосибирск, Санкт-Петербург и Владивосток) начал проект «Поддержка работников в условиях кризиса». Основой проекта стала организация работы «Горячих телефонов», по которым работники могли бы проконсультироваться с юристами по поводу возникающих у них социально-трудовых проблем.

Отличительной чертой данного проекта стало то, что помимо работы консультантов-юристов с обратившимися к ним клиентами, в рамках проекта ведется подробная статистическая регистрация и обработка всей информации, которая поступает от клиентов. Технология статистической обработки организована так: на каждый звонок-обращение, юрист-консультант заполняет карточку, в которой фиксируется ряд параметров. Прежде всего, это дата и продолжительность звонка, данные об обратившемся (пол, возраст, стаж работы на последнем месте работы) и о предприятии, где он работает (отрасль, размер, наличие профсоюза). Главным пунктом карточки является формулировка проблемы (проблем) в решении которых человеку нужна помощь. Наконец, консультант фиксирует, что человек еще пытался сделать для решения проблемы, прежде чем обратился к консультанту «Горячей линии».

Ежемесячно карточки кодируются и переправляются в ЦСТП, где проводится их количественная обработка. За четыре месяца, с июля по октябрь 2009 г. была сформирована база данных, в которую включены данные о 716 обращениях за консультациями в 4-х городах.

В среднем консультанты проводят 1,5 консультации в день (в среднем 45 консультаций в месяц) при средней продолжительности одной консультации 17,3 мин. (в среднем 12,9 часов чистого консультационного времени в месяц). Количество консультаций увеличивается, если в первый месяц за консультацией обратились 157 чел, то в октябре уже 222 чел. – рост составил 41 %.

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАТИВШИХСЯ

 

Большинство обратившихся за консультациями (70 %) это женщины, 30 % - мужчины. Средний возраст обратившихся составляет 37,8 лет. Значительных различий возраста между мужчинами и женщинами нет (средний возраст обратившихся мужчин – 38,9 лет, средний возраст обратившихся женщин – 37,4 года). Средний стаж работы обратившихся составляет 4,8 года, причем 53 % из них имеют стаж работы менее 3-х лет. Отраслевая принадлежность, на которых работают обратившиеся за консультациями очень разнообразна. Чаще обращаются те, кто работает на промышленных предприятиях (21 %) и в сфере торговли и общественного питания (21 %). Реже обращаются работники сферы транспорта и связи (10 %) и строительства (9 %).

Чуть более четверти всех обратившихся (27 %) работают на малых предприятиях с численностью до 30 чел., треть обратившихся (33 %) работаю на средних предприятиях, с численностью от 30 до 100 чел., и почти столько же (32 %) работают на предприятиях с численность работников более 100 чел. По словам 20 % обратившихся за консультацией у них на предприятии есть профсоюз, остальные говорят, что профсоюза нет или они не знают о его существовании.

Таким образом, можно составить усредненный портрет того, кто обращается за консультацией по «Горячему телефону»: это женщина среднего возраста, работающая на небольшом предприятии около пяти лет, не имеющая возможности обратиться в профсоюз для разрешения возникшей у нее проблемы.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ

 

Подавляющее число обратившихся звонили по поводу своих собственных проблем (82,%), 5 % обращались по поводу проблем своих коллег, 3 % по поводу проблем коллектива, к которому они причисляли и себя. 7 % звонили по поводу проблем, которые возникли у их близких. В среднем на одного обратившегося приходится 1,22 проблемы, т.е. большинство работников обращаются с одной проблемой. Тех, кто обращается с несколькими проблемами немного – 22 % от общей численности обратившихся.

Общий перечень проблем, с которым работают консультанты, включат в себя более ста проблем, которые объединены в подгруппы и группы. Всего выделено 21 группа проблем.

Самыми актуальными проблемами, с которыми обращаются люди к консультантам «Горячих телефонов» являются проблемы связанные с занятостью и оплатой труда – на их долю приходится 84 % всех названных проблем. Остальные группы проблем по частоте упоминаний значительно уступают этим двум суперпроблемам. Причем, это характерно для всех четырех городов – на первом месте проблемы занятости, на втором оплата труда. Кроме того, к числу актуальных могут быть отнесены проблемы, связанные с рабочим временем и временем отдыха (13 % от количества всех проблем), а также проблемы, связанные с правами беременных женщин (6 %) и с правами лиц, имеющих семейные обязанности (5 %). Остальные проблемы называются достаточно редко, но, тем не менее, они присутствуют. Таким образом, проблемное поле людей, обратившихся за консультацией по «Горячему телефону» достаточно широко. Оно представлено 21-й группой проблем, из которых две имеют очень высокую актуальность, у трех средняя актуальность, а у остальных актуальность низкая.

Для сравнения выбраны пять групп проблем (занятость, рабочее время, оплата труда, права беременных женщин, права лиц с семейными обязанностями), на долю которых приходится 88 % от всех названных проблем. По первым трем группам проблем (Трудовой договор, Рабочее время и Оплата труда) гендерной специфики не существует. Эти проблемы в равной степени мужские и женские. А последние две проблемы, связанные с беременностью и выполнением семейных обязанностей, напротив, имеют ярко выраженную женскую специфику. Если с проблемами беременных работниц это обусловлено физиологически, то вот проблемы, связанные с выполнением семенных обязанностей обусловлены социальным разделением гендерных ролей. Количество мужчин, заявивших о том, что у них есть такие проблемы, значительно меньше. Таким образом, пока на основании имеющихся данных, можно сделать выводы о том, что разделение на мужские и женские проблемы хотя и существует, но не в отношении самых актуальных проблем (занятость, рабочее время, оплата).

Практически так же выглядит возрастной срез проблем. Первые три проблемы не имеют никакой возрастной специфики. Проблемы занятости, рабочего времени и оплаты труда одинаково часто называются работниками, представителями молодежи, зрелого и старшего возраста. Как и следовало ожидать, проблемы, связанные с правами беременных – это проблема молодых (до 30 лет) женщин. Проблемы лиц с семейными обязанностями так же следует оценить как не имеющие возрастной специфики. Наблюдаемые отклонения слишком невелики, чтобы говорить о том, что какая-то возрастная группа обременена этими проблемам больше или меньше.

Таким образом, явная половозрастная специфика прослеживается только у одной группы проблем – проблем беременных женщин, что вполне объяснимо. Остальные проблемы имеют, скорее, универсальный характер и в равной мере касаются всех гендерных и возрастных групп.

Информация о том, как работники пытались решить возникшие у них проблемы, дает информацию не только о том, как они действуют в проблемном поле, но и о роли «Горячего телефона». Отвечая на вопрос, что делалось для решения проблем, 35 % обратившихся за консультацией сказали, что они обращались с этим вопросом к своему начальству. Но судя по тому, что затем последовал звонок к юристам «Горячей линии», такое обращение проблему не решило. 8 % звонивших уже обращались со своей проблемой в Гострудинспекцию. В суд, прокуратуру, в профсоюз, к друзьям – обращались от 3 до 4 %, всех звонивших. Но 53 % еще ничего не предпринимали, т.е. для них консультация по «Горячей линии» стала первым шагом в решении возникшей у них проблемы. И в свете этой информации работа «Горячего телефона» может рассматриваться как «возможность первого шага в решении проблем».

Петр Бизюков, ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП

Быстрый переход по тегам

А
Авторский договор Альтернативный расчет пенсии Апелляция Ассоциация Юристы за трудовые права Аутсорсинг Аутстаффинг
Б
Безопасность на работе Безработный Биржа труда Больничный Больничный по уходу за ребенком Бонусы и премии
В
Ветераны Взыскание морального вреда Восстановление на работе Все о пенсиях Выдача "больничных" Выплата пенсии правопреемникам
Г
Гарантии беременным женщинам Гендерное равенство Годовые отчеты Государственный инспектор по труду Гражданский договор
Д
Денежные выплаты при профзаболевании Деньги вместо отпуска Дискриминация Дистанционный труд Дисциплинарные взыскания Должностные инструкции Доплата "за вредность" Дополнительный отпуск Дубликат трудовой книжки
Е
ЕСПЧ Европейский суд
З
Забастовки Задержка зарплаты Заемный труд Зарплата "в конверте" Зарплата в у.е. Застрахованные лица Защита трудовых прав
И
Издания Центра социально-трудовых прав Изменение должностных обязанностей Индексация пенсий Иностранный работник Иностранный работодатель Инспекция по труду Инструктаж по охране труда Интернет-консультация по трудовым правам Исковое заявление Испытательный срок
К
Как повысить заплату Кассационная жалоба Коллективные трудовые споры Коллективный договор Командировки Комитет по свободе объединения Компенсации Конвертация пенсионных прав Кондиционер на рабочем месте Консультация юриста по трудовым правам Кризисные увольнения
Л
Лица с семейными обязанностями
М
МОТ Материальная ответственность работника Международная организация труда Международное право Международные нормы Меня уволили Мероприятия Механизмы защиты от задержки зарплаты Мигранты Моральный вред
Н
Незаконное увольнение Неполное рабочее время Нестандартная занятость Несчастный случай на производстве Неустойчивая занятость
О
Образцы заявлений в суд Оплата "больничного" Оплата праздников и выходных Оплата сверхурочных Органайзинг Отпуск Отпуск за свой счет Отпуск по беременности и родам Отпуск по уходу за ребенком Охрана труда
П
Пенсии Пенсионный капитал Пенсия по старости Перевод Переработка Перерасчет зарплаты Перерасчет пенсии Подсчет трудового стажа Подтверждение трудового стажа Пособие на детей Пособие по безработице Пособия Пособия матерям Права женщин Права застрахованного лица Права профсоюза Права человека Правила отдыха Праздники Профсоюзы
Р
Работа в ночное время Работа в праздники и выходные Работа в районах Крайнего Севера Рабочий день Разрешение трудовых споров в суде Расчет выплат по "больничному" Расчет пенсии Регистрация профсоюза Рейтинговая оценка трудовых отношений
С
Свобода объединения Сексуальные домогательства Семья и работа Серая зарплата Слежка за сотрудниками Служба занятости Совместительство Совмещение работы и учебы Сокращение штата Социальная пенсия Социальное обеспечение Социальное страхование Страховой случай Страховые выплаты Судебный прецедент Суд первой инстанции
Т
Творческий стаж Трудовая книжка Трудовое право Трудовой договор Трудовой кодекс Трудовой отпуск Трудовой спор Трудовой стаж Трудовые гарантии Трудовые конфликты Трудовые мигранты Трудовые права беременных Трудовые протесты Трудовые споры Трудоустройство
У
Увольнение Увольнение по собственному желанию Увольнение по соглашению сторон Увольнение по статье Удержания из заработной платы Устав профсоюза Учет рабочего времени
Х
Хамство на работе
Ц
Центр социальнотрудовых прав
Ч
Черная зарплата
Ш
Штрафы на работе
Э
Экономическая экспертиза
п
права беременных