Культура

19/02/2021

Работники искусства создают организации для защиты своих трудовых прав

Центр социально-трудовых прав (ЦСТП) публикует статью американского критика Питера Маркса, в которой он рассказывает о том, как работники искусства в США создают организации для защиты своих прав в трудовой сфере. Перевод выполнен экспертом ЦСТП Юрием Варламовым.


Вряд ли есть необходимость доказывать, что деятельность в области искусства (в театре, в студии, за письменным столом, на съемочной площадке) представляет собой добросовестный и честный труд. И все же внедрение этой очевидной мысли в Америке оказалось настолько сложной задачей, что возникло целое рабочее движение в защиту такой идеи.

Это движение базируется на понятии «творческого работника» — огромной категории трудящихся американцев, общим числом более 8,8 миллионов человек, занимающихся всем: от дизайна до уборки полов в музеях. Сторонники этой концепции утверждают, что искусство является такой же основополагающей областью человеческой жизнедеятельности, как сельское хозяйство и производство.

Будучи организованным самими творческими работниками, движение основывается на сети первичных групп и объединений. Некоторых из них, — например, Be an #ArtHero и Artists for Economic Transparency, — сформировались прямо в период пандемии. В течение нескольких дней в декабре 2020 года была проведена целая кампания, которую возглавили удостоенная премии «Тони» режиссер Рейчел Чавкин и театральный режиссер Дженни Кунс. В рамках кампании 10 000 сторонников движения пытались донести до администрации будущего президента Джо Байдена чаяния отрасли, «во многом оставленной федеральным правительством».

Наличие политической силы в сфере искусства, которая по оценкам Брукингского института вносит до 1,7 триллионов долларов в экономику США, стало явным в декабре. В подписанный закон о стимулировании экономического роста был включен беспрецедентный пакет материальной помощи в размере 15 миллиардов долларов для развлекательных заведений, которым угрожает закрытие из-за почти уже год длящегося карантина. Серия поправок в законодательство под общим названием «Спасите наши сцены», внесенный сенаторами Эми Клобучар (Миннесота) и Джоном Корнином (Техас), была в значительной серии разработана другой новой силой, Национальной независимой ассоциацией заведений, объединяющей 3 000 небольших ночных клубов и амфитеатров.

Эта победа воодушевила тех в области искусства, кто занимается больше политической деятельностью.

«Это распространяется как лесной пожар», — сказала Дженни Грейс Махольм (актриса, режиссер и продюсер, — прим. пер.) о защите интересов работников искусства. Летом она вместе с актерами Брук Ишибаши и Карсоном Элродом и драматургом Мэтью-Ли Эрлбахом организовала Be an #ArtHero. Некоммерческая организация с начальным капиталом всего в несколько тысяч долларов и сотней добровольцев стала ведущим представителем отрасли наряду с такими авторитетными организациями как Actors’ Equity, профсоюзом актеров и режиссеров, отстаивая необходимость федеральной помощи безработным и бастующим творческим работникам. Сейчас они даже готовят собственный законопроект «Защитим работников искусства сейчас» о дополнительных 44 миллиардах долларов помощи работникам искусства и творческим группам.

«Нам нужно убедиться, что вместе с учреждениями мы защищаем и работников искусства. Вот что они блестяще продемонстрировали», — сказала Хизер Хитченс, президент и исполнительный директор American Theater Wing и бывший исполнительный директор Совета по делам искусств штата Нью-Йорк. «Их свежий взгляд на вещи действительно важен», — добавила она.

В последние годы сформировалось несколько извращенное представление о государственной поддержке в области искусства: у многих, особенно среди тех, кто определяется национальную политику, возникло чувство, что искусство — это роскошь. (Сущие гроши, 162 миллиона долларов в год, выделяемые на Национальный фонд искусств и Национальный фонд гуманитарных наук, только подтверждают это.) Одновременно широко распространено убеждение, что любой деятель искусства должен довольствоваться тем, что занимается любимым делом вместо достойной оплаты труда. У нас все помнят скандалы тридцатилетней давности, когда провокационные работы, поддерживаемые Национальным фондом искусств, заставили политиков и деятелей искусства помалкивать об увеличении финансирования этой сферы.

Новый активизм, исходящий не столько от звезд и знаменитостей, сколько от рядовых актеров, отражает растущую решимость творческого сообщества поставить вопрос собственного существования ребром. Работа в этом направлении началась с понимания того, что художники, музыканты, участники коммерческих проектов и обслуживающий персонал в сфере искусства составляют около 4% занятости по всей стране, согласно отчету Брукингского института, подготовленного Ричардом Флоридой и Майклом Семаном.

«Используя слово «артист», люди иногда думают, что им нужно подписаться на жизнь, полную разрушения и эксплуатации, — сказал Элрод. — Вроде бы как я сам навлек на себя это, став артистом, и подписался на низкую зарплату, финансовую и карьерную незащищенность. Просто добавив слово «работник» к обычному рядовому артисту, мы надеемся помочь осознать работникам искусства свою деятельность как труд, ведь искусство, которое они создают, достойно гарантированного минимума».

Сшить пестрое лоскутное одеяло творческой среды в единое политическое целое — задача не из простых. Как увязать требования танцора кордебалета и музейного куратора?

Тем не менее, предложения таких групп как Be an #ArtHero, похоже, набирают популярность. В Анкоридже, например, за советом к ним обратилась Коди Костелло, президент и главный операционный директор Центра исполнительских видов искусств Аляски. Это случилось после публичного обращения арт-группы в одном из крупнейших городов Аляски. Они хотели понять, как лучше наладить связь и сотрудничество с законодателями в период карантина. Результатом стало возникновение такой инициативы как День произведений искусства в Анкоридже 3-го октября.

«Отчасти происходящее с творческими работниками связано с тем, что они являются специалистами в своей профессии, а не в том, как защищать свои интересы. На местном уровне имеется большой пробел в этом, — сказала Костелло. — И тут мы не уникальны».

Пандемия, похоже, дала деятелям искусства шанс развить новые навыки, такие как установление связей с влиятельными законодателями в Вашингтоне, создание освобожденной от налогов организации для лоббизма и выработки политики в своих интересах.

«Нам потребовалась целая вечность, чтобы просто открыть банковский счет», — полушутя сказал Элрод. И добавил, что научиться быть эффективным защитником — это само по себе является позитивным фактом.

«Когда мы пытаемся научить работников ценить себя, мы приходим к ним и спрашиваем: «Что вам нужно? Как поставить вас в центр внимания законодателей?» Объединение всех творческих работников на федеральном и муниципальном уровне формирует у людей чувство собственного достоинства», — говорит он.

Ветераны бродвейской сцены актрисы Карен Оливо («Мулен Руж! Мюзикл») и Иден Эспиноза («Злой») также увидели в карантине шанс для перемен, в их случае, в самой отрасли. В прошлом году они создали Artists for Economic Transparency, выразив таким образом свое разочарование обращением с бродвейскими работниками в целом и, в частности, из-за того, что, по их словам, бродвейскими продюсерами были сделаны пожертвования консервативным политическим кандидатам, частично за счет денег, заработанных выступлениями самих артистов.

«Мы чувствовали, что оба неосознанно внесли свой вклад в это, — сказала Эспиноза, добавив, что они поклялись больше не оказываться в подобных ситуациях. — Многие из нас уже некоторое время осознают происходящее, но пора начать действовать».

Независимо от того, организуются ли они для улучшения своей трудовой жизни или стремятся изменить национальную политику, эти деятели искусства совершенствуют себя в совершенно новых общественных ролях.

«Работа, которую мы выполняем как лоббисты сейчас, сильно отличается от работы других лоббистов, с которыми мы работаем, — сказала Ишибаши. — Мы знаем, что мы и есть те, за кого боремся».

Поиск