Консультации

Вопрос № 15922

Добрый день! На сколько законно и актуально в наше время классификация водителя (автобуса) и не только, работающего на предприятии имеющим свою ремонтную зону и штат слесарей по ремонту автомобиля? У меня 3-ий класс. Разница в оплате между 3 и 1 классом, приблизительно 30-35%.Выполняемая работа одна и та же, количество отработанных часов одинаково. Раньше классность подразумевала объём знания устройства автомобиля это основное, и стаж вождения. Сейчас после любого стажа требуют сдать тех.минимум устройства авто. В наше время любой авто-производитель рекомендует обслуживать транспорт только в специальных мастерских.
20.08.2018
На вопрос отвечает:
Александр Крылов
Александр Крылов
Администратор сайта
Здравствуйте!
Класс водителя автомобиля установлен Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 n 58/3-102. Данный квалификационный справочник является действующим. В данном справочнике имеется раздел «Автомототранспорт и городской электротранспорт».
Для третьего класса установлены следующие квалификационные характеристики.
Характеристика работ:
1)    Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств "В" или "С", или управление только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств "Д".
2)    Для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет.
3)    Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.
4)    Буксирование прицепов весом до 750 кг.
5)    Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
6)    Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.
7)     Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство.
8)    Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов.
9)    Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля.
10)    Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий "В" или "С", или автобусов, относящихся к категории "Д", правила дорожного движения; основы безопасности движения; правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям); правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок; признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения; порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов; правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях; правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров и контроля за соблюдением этих правил; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; устройство касс, компостеров и радиоустановки.

Для водителей 1 класс установлены квалификационные требования.
1.    Управление автомобилями категорий «В», «С», «Е», «Д», «ДЕ».
2.    Требуется знание назначения, устройства и правил технического обслуживания автотранспортных средств.
3.    Применять в практике влияние эксплуатационных показателей ТС на себестоимость перевозок.
4.    Знать способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования ТС, основные технико-эксплуатационные качества автотранспортного средства и их влияние на безопасность движения ТС.
5.    Необходим непрерывный стаж работы водителем 2 класса более 2 лет на одном предприятии.

Что касается оплаты труда с учетом классности, то действующее российское законодательство не предусматривает обязательных выплат в качестве доплаты за классность водителей.
В СССР действовало постановление ЦК КПСС от 17.09.1986, согласно которому водителям 2-го класса добавлялось 10%, а водителям 1-го класса – 25% установленной на предприятии тарифной ставки за отработанное водителем время.
Однако, есть Федеральное отраслевое Соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы, действие которого продлено на 2017-2019 годы.
Сторонами Соглашения являются:
- работники организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта в лице их представителя - Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", сокращенное наименование - Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в соответствии с Уставом профсоюза;
- работодатели в лице Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз (далее - РАС) - представителя организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, являющихся членами РАСа, а также организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, уполномочивших РАС на свое представительство в настоящем соглашении, в соответствии с Уставом организации.
Согласно п. 1.5 Соглашения настоящее Соглашение:
- является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется;
- распространяется на работодателей, являющихся членами РАС, или уполномочивших РАС заключить настоящее соглашение, а также присоединившихся к соглашению после его заключения;
- распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями.
В соответствии с п. 3.10. Соглашения в организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза, могут устанавливаться надбавки: - за классность водителям 1 класса в размере 25%, водителям II класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.
Необходимыми условиями выплаты надбавки за классность являются наличие в организации: - Положения о начислении надбавки за классность водителям; - Положения о присвоении классности водителям.

Таким образом, доплата за классность осуществляется лишь при условии, что Вы и Ваш работодатель являетесь стороной Федерального отраслевого Соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы, действие которого продлено на 2017-2019 годы, и Вашим работодателем приняты Положения о начислении надбавки за классность водителям и о присвоении классности водителям.
В остальных случаях классность водителей не актуальна.
COM_EASYDISCUSS_REPLY_CURRENTLY_MINIMIZED Show