Консультации

Вопрос № 14293

31.05.2015
Категория: Рабочее время
Добрый вечер! Вот у меня назрел такой вопрос, работаю водителем маршрутного автобуса рабочий день по путевому листу начинается в 6-30, а заканчивается в 18-40, первый рейс 6-50 - 7-40 потом простой до следующего рейса 12-05 - 13-40, потом следующий рейс 16-25 - 17-35, 17-40 - 18-40, норму часов с таким графиком я не выробатываю, оплачивают только мое время в рейсе, все остальное время простоя не оплачивается, и за переработку платить не хотят, мотивируя это тем что потом предоставят отгулы за переработаные часы. Хочется узнать можно ли потребовать от начальства оплаты простоя? хотя время простоя можно сократить поставив еще не сколько маршрутов.
18.08.2015
На вопрос отвечает:
Александр Крылов
Александр Крылов
Администратор сайта
Здравствуйте! 

В Вашем случае очень важно разобраться, как работодатель учитывает Ваше рабочее время, и какую работу он Вам оплачивает.

Особенности рабочего времени водителей регулируются Приказом Минтранса России от 20.08.2004 №15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".

В соответствии с п.15 Положения к рабочему времени относятся следующие периоды:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Все это время является для Вас рабочим и должно оплачиваться работодателем.

В п.13 Положения установлено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены).

Обратите внимание, что разделение дня на части возможно только с согласия работника. В остальных случаях считается, что Ваш рабочий день длится столько, сколько указано в путевом листе (т.е. с 6-30 до 18-40).

Согласно п.7 Положения нормальная продолжительность рабочего времени для водителей – 40 часов в неделю. Даже если вдруг Вам установлен перерыв на обед 2 часа (больше 2 часов он быть не может – п.24 Положения), который не включается в рабочее время, в Вашем случае все равно налицо переработки.

Вы можете потребовать от работодателя оплаты не только времени в рейсах, но всего рабочего времени, а также оплаты переработок (по ст.152 ТК РФ заменять повышенную оплату сверхурочной работы дополнительным временем отдыха можно только по желанию работника). 

На работодателя можно подать жалобу в инспекцию труда или иск в суд.

Подробнее о том, как обратиться в госорганы для защиты своих прав, Вы можете прочитать у нас на сайте: http://trudprava.ru/base/where

В похожем случае Верховный суд признал законным привлечение работодателя к ответственности за неоплату переработок – Вы можете найти в интернете текст Постановления Верховного Суда РФ от 31 июля 2009 г. №18-АД09-8.  

 
COM_EASYDISCUSS_REPLY_CURRENTLY_MINIMIZED Show