Консультации

Вопрос № 10752

Живу в районах приравненных к Крайнему Северу работаю в ОАО РЖД. Недавно утвержден новый коллективный договор, в котором сказано, что авиаперелет будет оплачиваться по тарифу купейного вагона, а в случае если авиаперелет будет осуществлен за пределы РФ, то оплата производиться вообще не будет. Аванс на проезд выдаваться вообще не будет. Все работники возмущены, т.к. тариф купейного вагона в два раза ниже, в летний период, чем стоимость авиаперелета, зарплата в ОАО у простых работяг не так высока не каждый позволит себе отдых на море с детьми, а ехать более 5 суток на море в грязных вагонах тоже не очень хочется, тем более отдых в той же Турции на порядок ниже , чем в Сочи Судиться, когда твой работодатель находится за 1000 километров от твоего места жительства, и против такого монстра как ОАО, нет никакого желания да и перспектив да и денег на адвокатов нет. Как повлиять на руководство ОАО ведь в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ сказано, что условия кол. договора ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников недействительны. А к коллективному договору есть распоряжение Якунина № 750 о порядке оплаты проезда по северной льготе. Что Вы можете нам северянам посоветовать, от профсоюза толку нет одна надежда на Вас. Задаю вопрос не только от себя , но от имени многих работников ОАО РЖД
06.07.2011
На вопрос отвечает:
АНО "Центр социально-трудовых прав"
АНО "Центр социально-трудовых прав"
Вы совершенно правы в том, что коллективные договоры не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным законодательством. В соответствии со ст. 9 ТК РФ, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Проблема однако заключается в том, что законодательство устанавливает правила и условия компенсации расходов на проезд к месту использования отпуска только применительно к работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета. Открытое акционерное общество РЖД к таким организациям не относится. В соответствии с ч. 7 ст. 325 ТК РФ, размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Т.е. ОАО РЖД в соответствии с законодательством наделено правом устанавливать любые условия компенсации расходов на проезд к месту использования отпуска, в том числе, отличающиеся от тех, которые установлены для работников бюджетных организаций.

Если такие положения включаются в коллективный договор, то такие условия компенсации существуют, в том числе, с согласия работников ОАО РЖД, поскольку коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Если такие положения закреплены в коллективном договоре это значит, что профсоюз, как представитель работников, на такие условия согласился. Это не обязательно означает, что профсоюз плохой или непрофессиональный, а скорее говорит о том, что у него не было достаточно сил, чтобы настоять на иных условиях оплаты проезда. Откуда берется переговорная сила у профсоюза? Из его численности – количества и качества работников организации, которых он объединяет. Если профсоюз многочисленный и его работники готовы отстаивать свои интересы в переговорах с работодателем, используя предусмотренные законом способы (коллективные трудовые споры, забастовки, пикеты, митинги, иные массовые акции), это открывает возможность для реальных переговоров с работодателем, в которых представители работников и сами работники могут настаивать на более выгодных для себя условиях труда. А при достаточном уровне давления со стороны работников, вынудить работодателя на это согласится. Если же профсоюз немногочисленный или же он не пользуется реальной поддержкой работников в переговорах и сами работники недостаточно активны в отстаивании своих интересов, то, конечно, коллективный договор носит формальный характер и фактически отражает только интересы работодателя. Ну согласитесь, зачем работодателю учитывать Ваши интересы, если они ему обходятся недешево. Желание сэкономить на рабочей силе естественно, поскольку интерес работодателя всегда платить больше. Интерес работника – получать больше. Интересы нужно отстаивать.

Бывают ситуации, в которых определенный уровень прав закреплен в законодательстве и тут все проще, поскольку в этом случае можно воспользоваться обращением в суд для того, чтобы признать действия работодателя незаконными и обязать его действовать в соответствии с законодательством. Однако в Вашей ситуации все иначе, поскольку в законе не закреплено право работников организаций не имеющих бюджетного финансирование на компенсацию проезда к месту использования отпуска авиатранспортом. Т.е. вопрос о том, в каком размере компенсировать решает работодатель.

Неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, в соответствии со ст. 398 ТК РФ, должны разрешаться в порядке разрешения коллективных трудовых споров. Процедура разрешения коллективных трудовых споров начинается с выдвижения работниками требований к работодателю на общем собрании организации или структурного подразделения. Далее работодателю дается время на ответ и в случае, если требования работников не удовлетворяется начинается процедура разрешения коллективного трудового спора, включающая в себя рассмотрение спора в примирительно комиссии, трудовом арбитраже, участие посредника. Если все эти меры не приводят к разрешению спора, то у работников возникает право на забастовку. Однако в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", забастовка как средство разрешения коллективных трудовых споров работниками железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования и перечень профессий которых определяется федеральным законом, является незаконной и не допускается.

Таким образом, так Ваша ситуация должна разрешаться в теории.
COM_EASYDISCUSS_REPLY_CURRENTLY_MINIMIZED Show