Мероприятия

21/02/2012

Круглый стол в Общественной Палате "Проблемы выплаты пособий женщинам в связи с материнством"

21 февраля 2012 г. в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Комиссии Общественной палаты по социальной политике,  трудовым отношениям  и качеству жизни граждан, АНО «Центр социально-трудовых прав», СПбОО «Петербургская Эгида» и Консорциумаженских неправительственных объединений при участии представителей ряда федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей некоммерческих организаций и экспертов состоялся круглый стол, посвященный проблемам назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения в связи с материнством.

 

Рекомендации

Общественной палаты Российской Федерации

по итогам круглого стола на тему:
«Проблемы выплаты пособий женщинам в связи с материнством, варианты решения»

 

В ходе обсуждения участниками круглого стола было отмечено следующее. Современная система обеспечения застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством основана на участии трех субъектов: застрахованное лицо (работник) – страхователь (работодатель) – страховщик (Фонд социального страхования Российской Федерации). При наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается за назначением и выплатой пособия к страхователю, а страхователь выплачивает пособие  в счет уплаты страховых взносов.

Анализ практики функционирования этой системы позволяет сделать вывод, что застрахованные лица нередко сталкиваются с проблемами при получении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как правило, эти проблемы вызваны либо недобросовестным поведением работодателей, либо отсутствием у них достаточных для выплаты пособия денежных средств на момент обращения застрахованного лица.

Можно назвать, в частности, следующие распространенные ситуации.

«Исчезновение» работодателя.Работодатель отказывается принимать обращениезастрахованного лица за назначением и выплатой пособий, не принимает корреспонденцию (направленные ему по почте обращения возвращаются) и, соответственно, не осуществляет выплат. В ходе проведения государственной инспекцией труда и органами прокуратуры проверок выясняется, что по зарегистрированному месту нахождения организация-работодатель не располагается и деятельности не ведет. Найти действительное место нахождения такой организации не представляется возможным, и единственным механизмом получения пособия от такой организации является взыскание их через суд. При этом решение суда о взыскании с работодателя сумм пособий подчас невозможно исполнить, поскольку у работодателя на счете отсутствуют необходимые денежные средства. Формально организация не ликвидируется и в соответствии с законодательством является действующим страхователем, поэтому территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ), как правило, указывают, что они в такой ситуации не вправе выплачивать пособия напрямую.

У работодателя не хватает денежных средств.Работодатель существует, располагается по месту нахождения и принимает корреспонденцию. Однако у организации на счете отсутствуют денежные средства (например, временно не ведется деятельность). Соответственно, выплата пособий обратившемуся за ними застрахованному лицу не производится. Согласно Федеральному закону от 29 декабря2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в случае, если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации. Работодатели воспринимают эту норму как свое право, но не обязанность обратиться в территориальный орган ФСС РФ, и потому не предпринимают никаких действий. Решение суда о взыскании пособий с работодателя невозможно исполнить в связи с отсутствием у работодателя денежных средств, а в удовлетворении требования обязать работодателя обратиться в территориальный орган ФСС РФ суды отказывают. Если застрахованное лицо в такой ситуации обращается напрямую в орган ФСС РФ, ему разъясняют, что для осуществления выплаты пособий напрямую, во-первых, нужно соответствующее заявление работодателя, а во-вторых, необходимо представить доказательства наличия на счете работодателя картотеки неоплаченных документов в связи с задолженностью по другим платежам. В ином случае пособия напрямую не выплачиваются. Представить такие доказательства для застрахованного лица затруднительно, к тому же задолженностей у работодателя может и не быть.  

Наличие у работодателя задолженности по обязательным платежам вбюджет.Работодатель, у которого на счете отсутствуют денежные средства для выплаты пособий обратившемуся застрахованному лицу и, к тому же, есть задолженность по обязательным платежам в бюджет, обращается в территориальный орган ФСС РФ за предоставлением денежных средств. При этом он не информирует орган Фонда о наличии задолженности, и орган Фонда, не усмотрев оснований для отказа, перечисляет денежные средства на счет работодателя. Эти денежные средства сразу же по распоряжению налоговой инспекции принудительно списываются в счет уплаты задолженности. В результате возникает ситуация, когда у работодателя по прежнему отсутствуют денежные средства для выплаты женщине пособий в связи с материнством, ФСС РФ уже исполнил свою обязанность по финансовому обеспечению страховых выплат, а пособие застрахованному лицу так и не выплачено.

Изменение работодателем места нахождения. Работодатель по каким-то причинам (в том числе, в связи с реорганизацией) изменяет свое место нахождения (юридический адрес) и не информирует об этом женщину. Женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, часто не имеют возможности следить за деятельностью работодателя и изменениями, происходящими в организации. Они нередко направляют обращение и документы по почте на старый адрес, письмо долгое время ищет адресата и в конце концов возвращается отправителю. Женщине приходится выяснять новый адрес работодателя, затем вновь отправлять обращение и документы. Всё это существенно затягивает процесс реализации её права на получение пособий.

Работодатель снимается с учета в территориальном органе Фондастрахования Российской Федерации. Работодатель в связи с изменением места нахождения снимается с учета в территориальном органе страховщика. В этом случае он обязан встать на учет в соответствующий орган по новому юридическому адресу, однако нередко страхователи не торопятся с исполнением этой обязанности. В результате застрахованные лица на некоторое время теряют возможность обращаться напрямую в территориальные органы фонда за пособиями даже в предусмотренных законом случаях – сотрудники этих органов разъясняют, что правовых оснований для назначения и выплаты пособий нет, поскольку работодатель не зарегистрирован в качестве страхователя.

Усилия, которые требуется приложить для защиты прав на получение пособий, в подобных случаях несоразмерно велики, и не под силу большинству женщин в период беременности или после рождения ребенка. Обращение в суд и получение положительного судебного решения не гарантируют получение пособий. Без пособий и государственной поддержки оказываются женщины, которые особенно в них нуждаются.

Проблемы, с которыми сталкиваются застрахованные лица при попытке реализовать свое право на получение страхового обеспечения в этих случаях связаны с тем, что, с одной стороны, обязанности по назначению и выплате пособий возложены на работодателей, а с другой – ответственность, предусмотренная для работодателей за неисполнение этих обязанностей, незначительна или вовсе отсутствует. В подавляющем большинстве случаев проблемы возникают у женщин, работающих в ООО - обществах с ограниченной ответственностью, которые отвечают по неисполненным обязательствам, в том числе по невыплаченным пособиям, в пределах своего имущества и взносов в уставной капитал.

С 1 июля 2011 года в двух регионах России (Нижний Новгород и Карачаево-Черкесия) начал действовать пилотный проект, в соответствии с которым пособия в связи с материнством выплачиваются застрахованным лицам напрямую территориальными органами страховщика. Однако перечисленные выше проблемы пилотный проект в полной мере не решает, так как, во-первых, регулирующими его нормативно-правовыми актами все еще сохранено пространство для недобросовестных действий работодателя, а во-вторых, полный переход на систему прямых выплат пособий в связи с материнством запланирован в Российской Федерации только на 2014 год. До перехода на систему прямых выплат пособий органами ФСС проблемы действующей системы выплаты пособий в связи с материнством сохранятся, и для их решения сейчас необходимы оперативные меры.

Кроме того, участники круглого стола отмечают, что изменения порядка определения размера пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, вступившие в силу в 2011 году, повлекли возникновение новых проблем.

До 1 января 2011 года расчетный период для исчисления указанных пособий составлял 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, а если работник проработал у последнего работодателя меньшее время – то период фактической работы у последнего работодателя. Из этих 12 месяцев также исключались некоторые периоды: временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам и др. С 1 января 2011 года были введены новые правила, в соответствии с которыми расчетный период составил 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. При расчете среднего заработка для целей исчисления пособий по новым правилам сумма всех полученных застрахованным лицом за эти два года выплат, с которых уплачивались страховые взносы, делится на 730 (количество календарных дней в расчетном периоде). В отличие от старых правил, каких-либо исключений из нового расчетного периода не предусмотрено. Период, когда застрахованное лицо не было трудоустроено и не получало никаких выплат, также включается в расчетный. Для адаптации застрахованных лиц к новым правилам был установлен переходный период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года, в течение которого застрахованное лицо может выбрать, рассчитывать пособие по новому порядку или по-старому. Однако после 31 декабря 2012 года предполагается безальтернативное изменение порядка расчета.

Таким образом, гражданам, у которых страховой случай наступит после 1 января 2013 года, пособия будут исчисляться из заработка за 2011 и 2012 календарные годы. Для тех застрахованных лиц, которые за последние два года имели перерывы в работе, лишение их возможности выбора порядка расчета приведет к существенному снижению размера пособий. В целях сохранения справедливых страховых выплат и защиты интересов семьи, материнства и детства новый порядок исчисления пособий в связи с материнством нуждается в доработке.

По итогам обсуждения участники круглого стола считают необходимым обратиться к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации со следующими рекомендациями.

1. Внести изменения в нормативно-правовое регулирование действующей системы взаимоотношений между застрахованными лицами, страхователями и органами страховщика, основанной на принципе зачета выплачиваемых страхователями сумм страхового обеспечения в счет их обязательств по уплате страховых взносов, в целях восполнения существующих пробелов и обеспечения прав застрахованных лиц по получению страховых выплат.

 

1.1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

Рассмотреть возможность внесения следующих изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», направленных на устранение пробелов в регулировании отношений по назначению и выплате застрахованным лицам страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предоставить территориальным органам ФСС РФ право на получение в кредитных организациях сведений о состоянии счетов страхователей.

Установить обязанность территориальных органов ФСС РФ запрашивать в кредитных организациях сведения о состоянии счетов страхователей в случае обращения к ним застрахованных лиц за назначением и выплатой пособий либо страхователей за выделением денежных средств, необходимых для выплаты пособий.

Возложить на территориальные органы ФСС РФ обязанность самостоятельно устанавливать наличие оснований для прямого обращения застрахованных лиц в территориальные органы ФСС РФ (прекращение деятельности страхователем на момент обращения застрахованного лица за назначением и выплатой страхового обеспечения; невозможность выплаты страхователем страхового обеспечения в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности их списания, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации).

Установить обязанность страхователей информировать застрахованных лиц об изменения своего места нахождения и ответственность за неисполнения этой обязанности.

 

1.2           Рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

Принять следующие меры для решения проблем, связанных с получением застрахованными лицами страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,в территориальных органах страховщика.

 

Издать официальное разъяснение порядка применения ч.4 ст.13 Федерального закона № 255-ФЗ, учитывая распространенную практику фактического прекращения деятельности страхователями без его надлежащей регистрации, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009года № 826 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Дополнить Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате пособия по беременности и родам в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием по беременности и родам либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 05.12.2011 года № 1472н, положением, обязывающим территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации запрашивать в кредитной организации информацию о состоянии счета страхователя по факту обращения застрахованного лица за назначением и выплатой пособия по беременности и родам.

Дополнить проекты Административных регламентов предоставления государственных услуг по прямой выплате территориальными органами Фонда социального страхования пособий по временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком положением, обязывающим территориальные органы Фонда социального страхования запрашивать в кредитной организации информацию о состоянии счета страхователя по факту обращения застрахованного лица за назначением и выплатой таких пособий, и утвердить указанные Административные регламенты.

Разработать и утвердить общий Административный регламент (регламенты)предоставления государственных услуг по назначению и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком, в том числе урегулировать вопросы выплаты пособий в случае прекращения страхователем деятельности или невозможности установить фактическое место нахождения страхователя. Если второе невозможно без изменения Федерального закона № 255-ФЗ – внести поправку в часть 4 статьи 13, прямо позволяющую территориальным органам Фонда социального страхования выплачивать пособия непосредственно гражданам в случае невозможности установления фактического местонахождения страхователя.

Разработать и утвердить Административные регламенты предоставления государственных услуг территориальными органами Фонда социального страхования РФ в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 294, по назначению и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком в случае прекращения страхователем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения, на день обращения застрахованного лица.

2. Рассмотреть вопрос установления ответственности органов Фонда социального страхования перед застрахованными лицами за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по назначению и выплате страхового обеспечения.

2.1. Рекомендовать Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

Внести изменения в федеральное законодательство, установить ответственность органов Фонда социального страхования Российской Федерации перед застрахованными лицами в виде неустойки (пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по назначению и выплате страхового обеспечения.

3.1. Рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

Использовать рабочую группу по вопросам обеспечения выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в условиях реализации пилотного проекта, созданную приказом Минздравсоцразвития России от 21 декабря 2011 г. №1595 (далее – рабочая группа), в качестве постоянной площадки для обсуждения проблем назначения и выплаты пособий в связи с материнством, разработки контрольных механизмов оперативного выявления

и урегулирования возникающих вопросов с приглашением на заседания Рабочей Группы представителей АНО «Центр социально-трудовых прав» и СпбОО «Петербургская Эгида».

На заседаниях рабочей группы обсудить возможность доработки системы прямых выплат страхового обеспечения территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, реализуемую в рамках пилотного проекта, с учетом следующих предложений участников круглого стола:

-  Установить административную ответственность страхователя за непредставление в установленный срок в территориальный орган Фонда социального страхования документов, поступивших ему от застрахованного лица.

-        Предоставить застрахованному лицу право в случае, если страхователь не передает его документы страховщику в установленный срок, самостоятельно обращаться за назначением и выплатой страхового обеспечения в территориальный орган страховщика  предусмотреть порядок информационного взаимодействия территориальных органов Фонда социального страхования в целях исключения случаев двойной выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

    Закрепить перечень документов, подтверждающих право застрахованного лица на получение пособий (для каждого вида пособий), которые органы страховщика получают в рамках межведомственного взаимодействия либо запрашивают в иных организациях.

3.2. Рекомендовать Фонду социального страхования Российской Федерации:

Своевременно размещать на официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации полную и достоверную информацию о порядке назначения и выплаты пособий по

 

временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о правах застрахованных лиц.

4. Рассмотреть вопрос доработки порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с целями обеспечения справедливых страховых выплат и защиты интересов семьи, материнства и детства.

4.1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания РоссийскойФедерации и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон № 255-ФЗ,направленных на доработку предусмотренного им порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.   

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Календарь мероприятий

« Сентябрь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Поиск

pravaTU

SHag-vpered-logo-390x244

 

  • 054cb16a9471
  • 148720
  • 29
  • 29809_24_big
  • krugstol

Быстрый переход по тегам

А
Авторский договор Альтернативный расчет пенсии Апелляция Ассоциация Юристы за трудовые права Аутсорсинг Аутстаффинг
Б
Безопасность на работе Безработный Биржа труда Больничный Больничный по уходу за ребенком Бонусы и премии
В
Ветераны Взыскание морального вреда Восстановление на работе Все о пенсиях Выдача "больничных" Выплата пенсии правопреемникам
Г
Гарантии беременным женщинам Гендерное равенство Годовые отчеты Государственный инспектор по труду Гражданский договор
Д
Денежные выплаты при профзаболевании Деньги вместо отпуска Детский труд Дискриминация Дистанционный труд Дисциплинарные взыскания Должностные инструкции Доплата "за вредность" Дополнительный отпуск Дубликат трудовой книжки
Е
ЕСПЧ Европейский суд
З
Забастовки Задержка зарплаты Заемный труд Зарплата "в конверте" Зарплата в у.е. Застрахованные лица Защита трудовых прав
И
Издания Центра социально-трудовых прав Изменение должностных обязанностей Индексация пенсий Иностранный работник Иностранный работодатель Инспекция по труду Инструктаж по охране труда Интернет-консультация по трудовым правам Исковое заявление Испытательный срок
К
Как повысить заплату Кассационная жалоба Коллективные трудовые споры Коллективный договор Командировки Комитет по свободе объединения Компенсации Конвертация пенсионных прав Кондиционер на рабочем месте Консультация юриста по трудовым правам Кризисные увольнения
Л
Лица с семейными обязанностями
М
МОТ Материальная ответственность работника Международная организация труда Международное право Международные нормы Меня уволили Мероприятия Механизмы защиты от задержки зарплаты Мигранты Моральный вред
Н
Незаконное увольнение Неполное рабочее время Нестандартная занятость Несчастный случай на производстве Неустойчивая занятость
О
Образцы заявлений в суд Оплата "больничного" Оплата праздников и выходных Оплата сверхурочных Органайзинг Отпуск Отпуск за свой счет Отпуск по беременности и родам Отпуск по уходу за ребенком Охрана труда
П
Пенсии Пенсионный капитал Пенсия по старости Перевод Переработка Перерасчет зарплаты Перерасчет пенсии Подсчет трудового стажа Подтверждение трудового стажа Пособие на детей Пособие по безработице Пособия Пособия матерям Права женщин Права застрахованного лица Права профсоюза Права человека Правила отдыха Праздники Профсоюзы
Р
Работа в ночное время Работа в праздники и выходные Работа в районах Крайнего Севера Рабочий день Разрешение трудовых споров в суде Расчет выплат по "больничному" Расчет пенсии Регистрация профсоюза Рейтинговая оценка трудовых отношений
С
Свобода объединения Сексуальные домогательства Семья и работа Серая зарплата Слежка за сотрудниками Служба занятости Совместительство Совмещение работы и учебы Сокращение штата Социальная пенсия Социальное обеспечение Социальное страхование Страховой случай Страховые выплаты Судебный прецедент Суд первой инстанции
Т
Творческий стаж Трудовая книжка Трудовое право Трудовой договор Трудовой кодекс Трудовой отпуск Трудовой спор Трудовой стаж Трудовые гарантии Трудовые конфликты Трудовые мигранты Трудовые права беременных Трудовые протесты Трудовые споры Трудоустройство
У
Увольнение Увольнение по собственному желанию Увольнение по соглашению сторон Увольнение по статье Удержания из заработной платы Устав профсоюза Учет рабочего времени
Х
Хамство на работе Харассмент
Ц
Центр социальнотрудовых прав
Ч
Черная зарплата
Ш
Штрафы на работе
Э
Экономическая экспертиза
п
права беременных